Юбилей Густава Малера.

Вернуться назад

Сегодня, 7 июля, исполняется 160 лет со дня рождения великого австрийского композитора Густава Малера.

Густава Малера можно назвать композитором по сути, но не по профессии. Ему удавалось писать музыку только в свободное от основной работы время. Его жизнь была связана с театром и дирижированием, но это было не веление сердца, а стремление заработать – на его попечении вначале находились многочисленные младшие сестры и брат, затем – собственная семья.

Его сочинения не понимались и не принимались – никем, кроме близких друзей и учеников, и только спустя полвека после смерти он получил настоящее признание — как один из крупнейших симфонистов XX века.

Малер был поклонником Чайковского и открыл для Германии и Австрии многие его оперы. Пётр Ильич Чайковский, приехав в Гамбург на постановку «Евгения Онегина», был настолько удовлетворен работой Малера, что не делал попыток вмешаться в репетиционный процесс и взять на себя руководство оркестром.

Вторым русским творцом, которым Малер восхищался, был Фёдор Михайлович Достоевский. Достоевским он зачитывался с юности. Арнольд Шёнберг вспоминал, как Малер советовал ему работать с учениками: «Дайте почитать этим людям Достоевского. Это важнее, чем контрапункт!» Да и критики разных эпох будут находить параллели между музыкой австрийского композитора и русского писателя. «В нём есть что-то… от Достоевского», напишет музыковед и будущий художественный руководитель ленинградской филармонии Александр Оссовский во время визита Малера в Россию.

Известно, что горячим поклонником Малера был композитор и пианист Дмитрий Дмитриевич Шостакович, имя которого сегодня носит Петербургская филармония.

Когда Шостаковича спросили, что бы он взял с собой на необитаемый остров, он, не задумываясь, ответил: «Партитуру Малера».

Тревожная, эмоциональная музыка Густава Малера полюбилась кинематографистам; она звучит во многих известных фильмах и сериалах.