«Сумбур вместо музыки!»

Вернуться назад

Есть несколько статей, значение которых для истории нашей культуры отрицать трудно. Одна из них — «Сумбур вместо музыки!». Она была напечатана 28 января 1936 года в газете «Правда» и содержала разгромную критику оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Статья положила начало политической кампании против «формализма» в музыке.

Сразу после ленинградской премьеры «Леди Макбет Мценского уезда», состоявшейся 22 января 1934 года, хлынул поток восторженных отзывов, откликов, рецензий. Они публиковались в ленинградской, московской и заграничной прессе. Газета «Правда», например, с гордостью сообщала о премьере «Леди Макбет» в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» под управлением известного дирижера Артура Родзинского.

Даже самые прозорливые люди не могли предвидеть, что на страницах этой же газеты вскоре появится разгромная статья, само заглавие которой представляет собой образец чудовищного глумления над гениальной оперой: «Сумбур вместо музыки!».

 «Леди Макбет Мценского уезда» (иллюстрация Николая Лескова).


Критический взгляд высказывал не некий автор или группа, пусть даже пользующаяся покровительством партии — текст должен был быть принят как выражение общенародной, государственной точки зрения на искусство.

«Но в то памятное утро 28 января я понял, что гром грянул не из кучи, а из тучи [Этой формулой пользовался А.С. Пушкин], что никто, кроме Сталина, не мог поднять руку на знаменитую оперу и разгромить её. Так оно и было»,- вспоминал друг Шостаковича Исаак Давидович Гликман, - «в Союзе композиторов на улице Росси было устроено многодневное обсуждение «Сумбура вместо музыки!». Его организаторы надеялись на присутствие Дмитрия Дмитриевича, от коего требовалось совсем немногое: согласиться со статьей и раскаяться. В те времена (и много позднее) придавалось огромное значение раскаянию, покаянию. Этот постулат христианской религии прямо перекочевал из церкви в общественную жизнь страны. Дмитрий Дмитриевич для себя решил бесповоротно: на этом трагифарсе не присутствовать. Он уехал в Москву».

Статья «Сумбур вместо музыки!» открыла наиболее мощную волну пропагандистской кампании против ставящего перед собой сложные художественные задачи искусства, затронувшую также театр (прежде всего, Всеволода Мейерхольда) и другие виды искусства. В то же время преследование лично Шостаковича продолжилось 6 апреля новой статьёй «Правды» — «Балетная фальшь», с обвинениями противоположного характера: если «Леди Макбет Мценского уезда» обвинялась в сложности, то балет «Светлый ручей» (на фото)  — в легковесности.

Предлагаем вашему вниманию романс Дмитрия Шостаковича из к/ф «Овод» в исполнении легендарного коллектива - Ансамбля скрипачей Большого театра. Известно, что Шостакович не любил писать музыку для кино, но даже это он делал гениально.