«Симфонические танцы» Сергея Рахманинова.

Вернуться назад

«Что отнимает жизнь, возвращает музыка». Эти слова Генриха Гейне Сергей Рахманинов повторял часто. Как у большинства гениев, его счастье всегда шло рука об руку с трагедией. Исцеляла музыка. 

Одним из тяжелейших испытаний для композитора была эмиграция. Переезд был сопряжен с глубоким личностным кризисом. Ему было сложно сочинять, находясь далеко от родины, и первые 10 лет в эмиграции он ничего не писал. Сергей Васильевич сам объяснял, какой трагедией для него обернулась разлука с Отечеством: «Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия… воспоминаний». 

И всё это несмотря на огромный успех. Певица З. Ф. Петрова вспоминает о том, какой колоссальной популярностью пользовался Сергей Васильевич Рахманинов в Нью-Йорке: «Популярность Рахманинова была огромна. Нужно себе представить зимний концертный сезон в этом городе, куда собрались лучшие исполнители со всего мира, по всем видам искусства, где выступали первоклассные симфонические оркестры… И всё же такой славой, как Рахманинов, пользовались, может быть, лишь человек десять-пятнадцать... Рецензенты крупных газет и журналов не находили слов, чтобы выразить впечатления от его выступлений. Газеты пестрели заголовками: «Русский титан», «Величайший пианист», «Музыкант-мыслитель», «Несравнимый ни с кем по краске фортепианного звука»…».

Лишь спустя многие годы, живя в Америке, Сергей Васильевич создает такие прекрасные сочинения, как «Симфонические танцы», Концерт № 4, Вариации на тему Корелли, Третью симфонию, Рапсодию на тему Паганини.

«Американский стиль» Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных элементов: традиций русской музыки – и джаза, виртуозного стиля XIX века – и жёсткого авангарда.

«Симфонические танцы» композитор создал в 1940 году с огромным напряжением и в небывало короткий срок. Это произведение сам Рахманинов считал лучшим среди своих сочинений.

Цикл «Симфонических танцев» – словно фокус, в котором собраны все интонационные накопления творческого пути Рахманинова, и этим он подобен другому единичному примеру итога-диалога с собственной судьбой, культурой и миром – Пятнадцатой симфонии Шостаковича.

Ёмкая афористичность образов, их повышенная «энергетика», возникающая от сосредоточения мысли в рамках духовного видения, создают впечатление того, что «Танцы» написаны как бы кровью сердца автора. Музыка «Танцев», выстраивается в духовно-культурную перспективу, на одном полюсе которой – литургическое и русское-почвенное, а на другом – профанное, вульгарное, развлекательное.

Несмотря на трагические моменты в концепции «Танцев», сочинение оставляет ощущение катарсиса и надежды. Это — итоговое сочинение великого композитора, в котором он размышляет о судьбах России и мира, его духовное завещание. 

«Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора. Начните изучать шедевры любого крупного композитора, и вы найдёте в его музыке все особенности его индивидуальности. Время может изменить музыкальную технику, но оно никогда не изменит миссию музыки», — Сергей Рахманинов.

6 апреля оркестровую сюиту «Симфонические танцы» и Концерт для фортепиано №3 Рахманинова исполнит Симфонический оркестр им. С. Т. Рихтера Калужской областной филармонии под руководством Василия Валитова в рамках концерта «Американское паломничество». Солист — лауреат Международных конкурсов Джонатан Флорил (Испания).