«Романс».

Вернуться назад

Удивительный музыкальный жанр - романс. Он пришёл в Россию из Франции во второй половине XVIII века. Это период расцвета русской поэзии, и романс впитал в себя характерные русские поэтические черты. В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали, либо были репрессированы.

Но романс продолжает жить благодаря удивительной демократичности и трепетности, неизменно находя отклик в человеческих сердцах. Простосердечие и изысканность, сдержанность и страсть, признание и недосказанность - это русский романс.

Одной из лучших исполнительниц в этом жанре является несравненная Изабелла Юрьева. Любовь и женское достоинство стали главной темой её творчества. В старинных и цыганских романсах, исполняемых ею, в произведениях А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва, А. Верстовского, в романсах XX века, в произведениях советских композиторов и в лирических песнях перед слушателем возникал образ любящей, страдающей и прекрасной женщины. Необычайно чутко она всегда обращалась со словом, с поэтической речью в музыке. Изменение интонации, её сдвиг, широкий гортанный распев или интимное признание становились «гласом волшебной лиры». «Белая цыганка» - вот как её называли в ту пору за низкий голос и нежнейший, светлейший цвет волос...

19 марта в зале Калужской областной филармонии состоится Концерт-посвящение к 120-летнему юбилею Изабеллы Юрьевой. Любимые всеми романсы прозвучат в исполнении Ольги Невской. Это молодая певица, обладающая не только изумительным голосом, но и безупречным вкусом. Её исполнение романсов артистично и проникновенно. Она владеет искусством тонкой нюансировки и филировки, что среди современных исполнителей встречается крайне редко.

О месте романса в русской культуре выразительно сказал М. Петровский: «Черпая из русской лирики и русской музыки (от классических образцов до дилетантских поделок), романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и в свой черед заметно повлиял на развитие поэзии и музыкального искусства, на театральные и эстрадные жанры, на кинематограф. Вырвать романс из русской культуры можно только с мясом - в опасной близости к сердцу» [Петровский, 1997: 12].