Портреты Бетховена.

Вернуться назад

Существует немало портретов Людвига ван Бетховена. Большинство из них — плод фантазии художников, снабжавших внешность композитора чертами более соответствовавшими звукам 5-й или 9-й симфонии, нежели действительности. Однако, есть и подлинные изображения, сделанные с натуры. С некоторыми из них мы хотим вас познакомить.

Полу-поэт, полу-музыкант, полу-художник Йозеф Мэлер изобразил Бетховена в 1804 году, сидящим под сенью дерева. Перед окончанием работы художника композитор написал ему: «Любезный Меллер! Очень прошу возвратить мой портрет, как только он не нужен более вам, если же ещё надобность в нем, то прошу, по крайней мере, поспешить, я обещал его одной приезжей даме, которая видела его у меня, на время её пребывания здесь… Поместить в её комнате. Кто может противостоять таким очаровательным требованиям…».

В 1810 году, по настоянию друга Бетховена Шиндлера, художник Фердинанд Шимон стал посещать композитора, чтобы изобразить на холсте его львиную голову.
Бетховена, увлеченного в это время сочинением, сеансы эти, конечно, раздражали, и он вскоре отказался позировать. 

Людвиг ван Бетховен (художник — Фердинанд Шимон, 1818 г.)

 

Тогда художник стал приходить и работать незаметно для композитора, последний не отрывал глаз от нотной бумаги, а Шимон молча входил, располагался за холстом и продолжал живопись, стараясь уловить моменты вдохновения. Также молча художник уходил и возвращался к Бетховену, постепенно создавая один из наиболее удачных портретов композитора, который находится теперь в музее Бетховена в Бонне.

Дом-музей Бетховена в Бонне.

Вероятно, единственным абсолютно объективным изображением Бетховена можно считать прижизненную маску, сделанную в 1812 году скульптором Францем Кляйном (Franz Klein), на которой основаны многие позднейшие скульптурные и живописные изображения.

В 1812 году друзья Бетховена, рояльный мастер Андреас Штрайхер и его супруга Нанетт, открыли большой салон по продаже фортепиано, служивший также концертным залом. Они решили украсить его бюстами знаменитых музыкантов, среди которых должен был находиться и бюст Бетховена, причем максимально реалистичный. Скульптуру заказали Францу Кляйну. На лицо Бетховена, смазанное маслом, был наложен жидкий гипс, так что композитор мог дышать только через две соломинки, вставленные в ноздри. Процедура удалась только со второй попытки, поскольку Бетховен, боявшийся задохнуться под толстым слоем застывающего гипса, сбросил маску.

Оригинальный бюст, изготовленный Клейном, находился во владении семьи Штрайхер до начала XX века, когда он был передан в Городской исторический музей Вены (Hisctorisches Museum der Stadt Wien). В 1890 году была отлита копия для боннского музея Beethoven-Haus.

Портрет Бетховена кисти Йозефа Штилера (Joseph Karl Stieler), 1820 г.

В глазах последующих поколений, в своем идеализированном изображении художник зафиксировал творческий гений великого композитора. Портрет Штилера отличают два важных композиционных элемента: композитор изображен в процессе работы, а именно - сочиняющим, причём, конкретное произведение — «Торжественную Мессу» ре мажор Opus 123. Она была закончена в 1823 году.