Никколо Паганини.

Вернуться назад

«Изучай природу своего инструмента. Начни с мысли о том, что ты знаешь его не до конца. Свойства скрипки гораздо богаче нежели об этом думали, думают и будут думать все наши предшественники и последователи. И всегда помни-твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента.» — итальянский скрипач-виртуоз, композитор Никколо Паганини (1782-1840 гг.).

Если мы сможем назвать самую загадочную личность в истории музыки, то одним из первых претендентов станет, несомненно, Николо Паганини. Одни современники называли его «дьявольским скрипачом», другие выражали сожаление, что потомки никогда не узнают, как он играл.

Необычная личность Паганини, весь его облик «свободного ху­дожника» идеально соответствовали представлениям эпохи об ар­тисте-романтике.

Его откровенное пренебрежение условностями света и симпатии к социальным низам, скитания в юности и даль­ние странствия в зрелые годы, необычная, «демоническая» внеш­ность и, наконец, непостижимый исполнительский гений породили о нём легенды.

Тайной овеяна первая и единственная настоящая любовь в жизни великого маэстро. В декабре 1801 года Паганини получает должность первой скрипки в Лукке. В этом городе он проведёт несколько лет, занимаясь преподавательской деятельностью и работая с музыкантами оркестра. В Лукке он знакомится с некой высокопоставленной дамой, представительницей тосканской аристократии. Знакомство постепенно перерастает в серьёзный роман.

 

Тоскана, Италия.

Имя этой дамы Паганини скрывал всю жизнь. По его высказываниям можно было судить, что речь шла о достойной и благородной женщине, к которой он испытывал глубокое чувство. Она уговорила его покинуть Лукку и поселиться у неё в тосканском поместье, где музыкант прожил три года. Сельская тишина, чистый воздух и покой, работа в поле и огороде - так протекала жизнь музыканта в эти годы. Подруга Паганини любила музыку, играла на гитаре и пробудила интерес к этому инструменту и у молодого музыканта.

«Роман этот продлился около трёх лет. Паганини никогда больше не испытывал такой привязанности ни к одной женщине. И, наверное, никогда больше не встречал человека, который оказал бы на него столь же благотворное влияние. Эта женщина, похоже, единственная, о ком он вспоминал с нежностью и сожалением. С тех пор он всегда оставался одиноким, несмотря на свои многочисленные приключения бродячего музыканта… Одинок в глубине души как человек и роковым образом привязан к своей скрипке как артист».

Паганини настолько сроднился со своей скрипкой, что после смерти музыканта итальянцы назвали скрипку его «Вдовой Паганини». Она хранится в Генуе, родном городе музыканта.

Здесь регулярно проводится международный конкурс скрипачей имени Паганини. Победитель получает право сыграть на его скрипке - творении мастера Гварнери дель Джезу.

Одной из вершин творчества Паганини считается его 2-й скрипичный концерт. Слушая его, вспомним слова великого маэстро: «Надо сильно чувствовать, чтобы чувствовали другие».