Кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева.

Вернуться назад

16 февраля в исполнении Симфонического оркестра им. С. Т. Рихтера Калужской филармонии под руководством Василия Валитова прозвучит пятая картина из кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский» — «Ледовое побоище». 

1 декабря 1938 года на экраны страны вышел фильм Сергея Эзенштейна «Александр Невский» и сразу завоевал колоссальный успех. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев. Режиссёр с самого начала брался ставить не биографию, но агиографию, потому что Невский был святым Русской православной церкви. Об этом все тогда молчали. Эйзенштейн выводит на экран «настоящего святого», то есть персонажа, который изначально представляет собой предельную степень положительных качеств.

В музыке к фильму воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жёсткие, механизированные образы захватчиков.

Казалось бы, всё вокруг фильма развивается крайне благополучно, но через полгода после выхода на экраны СССР фильм был снят с проката из-за пакта Молотова — Риббентропа и не показывался почти два года. На экраны он вернулся в первый же день войны. 

Сразу после правительственного заявления по радио о нападении передали музыку Сергея Прокофьева «Вставайте, люди русские!». Всю войну фильм «воевал», и Эйзенштейн добился им того, чего хотел, — преодоления страха перед жестоким, сильным противником — нацистской Германией.

Успех фильма натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату.

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938 г.). Режиссёр - Сергей Эзенштейн.


Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием.

«Ледовое побоище» – пятая картина, которая является центральной и самой грандиозной в кантате. Именно в этом номере сталкиваются две силы, два противоборствующих образа. В начале этой части показан зимний пейзаж на Чудском озере, тишину которого нарушает лишь зловещее карканье ворон. Вдали уже слышится знакомый сигнал крестоносцев, говорящий о скором приближении врагов. Очень ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» (из-за особенности их построения). Весьма точно Прокофьев сумел подобрать чужеродный звук, чтобы показать врагов, он сам назвал его не очень приятным для уха русского человека. Заканчивается пятый эпизод проведением темы «На Руси родной не бывать врагу», приобретающей нежное «рассветное» звучание.

Во время работы над музыкой к «Александру Невскому» композитор ездил в Голливуд. Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10 000 долларов в месяц. 

Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.

На Западе музыку Сергея Прокофьева иногда используют как фоновую в описании русского уклада и, шире — для символического воплощения «русской души».