Франческо Джеминиани.

Вернуться назад

Друзья, мы предлагаем вам погрузиться в божественную красоту барочных мелодий с помощью музыки итальянского композитора и скрипача Франческо Джеминиани.

Франческо Джеминиани вошёл в историю музыкального искусства как выдающийся скрипач, талантливый композитор, одарённый педагог, мыслящий музыкант. Он был младшим современником и учеником Арканджело Корелли и другом Фридриха Генделя.

Франческо Саверио Джеминиани родился в Лукке 5 декабря 1687 году. Лукку можно назвать одной из музыкальных столиц Италии: в этом городе родились такие известные композиторы, как Луиджи Боккерини и Джакомо Пуччини. В городе всегда был отличный театральный оркестр. В 17 в. славились городская капелла, капеллы архиепископа и древнего собора Санта Кроче.

Дальнейшая творческая жизнь композитора была связана с Неаполем, Лондоном и Дублином.

Игра скрипача Джеминиани отличалась особой выразительностью, богатством динамических красок, необычайной живостью и темпераментностью. Не случайно Тартини называл Джеминиани «неистовым» («il furibondo Geminiani»). Это определение, по-видимому, в равной мере относилось к нему как исполнителю и как композитору.

Образная яркость, отличавшая его игру, была органично связана с образностью музыкального мышления Джеминиани. Композитор является автором прекрасных скрипичных сонат и концертов.

Склонность Джеминиани к теоретическим и методическим обобщениям своего практического опыта и многолетних наблюдений проявилась в целом ряде написанных им дидактических трудов. В 1740 году появилось анонимное лондонское издание основного педагогического труда Джеминиани «The art of Playing on the Violin...» («Искусство игры на скрипке...») op. 9. Он был переиздан, уже с обозначением автора, в Лондоне в 1751 году, а в следующем году — в Париже на французском языке.

«Цель музыки,— пишет он во Введении,— не только в том, чтобы услаждать слух, но и в том, чтобы выражать чувства, возбуждать воображение, воздействовать на разум, управлять страстями. Искусство игры на скрипке заключается в умении придать инструменту тон, способный соперничать с самым совершенным человеческим голосом, и в исполнении каждой пьесы с точностью, верностью и тонкостью выражения, соответственно истинной цели музыки».

Последние годы жизни Джеминиани прошли в Ирландии. В 1759 году он принял приглашение графа Белламоунта занять место концертмейстера в его капелле — одной из лучших капелл этой страны.