Дмитрий Шостакович.

Вернуться назад

«Если мне отрубят обе руки, я буду всё равно писать музыку, держа перо в зубах».

Дмитрия Дмитриевича Шостаковича иногда называют Бетховеном XX века. Он — один из самых исполняемых в Европе композиторов. Это удивительно тем, что Шостакович — советский композитор, который вобрал в себя соль времени, в котором отразились противоречия эпохи, её величие, размах и трагизм.

Его музыка имеет как исторический, так и личностный подтекст, которые переплетены в произведениях в одно целое. Если бы нужно было рассказать об истории XX века в музыке одного композитора, то им стал бы Шостакович. Но в то же время эта музыка — о внутреннем мире маленького человека, почти по Гоголю. 

Необычайно широк диапазон лирики композитора от просветленной печали до безысходного трагизма. Сквозь веселый юмор и сатиру проглядывает печаль одинокого человека. Шостакович — хлёсткий сатирик и глубокий лирик.

25 мая в Малом зале филармонии прозвучит восьмой квартет Шостаковича, который является одной из вершин его музыки. Квартет был написан всего за три дня в июле 1960 года. Формально композитор посвятил его жертвам фашизма и войны. Но память о собственных унижениях, боязнь за себя и своих близких в сталинскую эпоху, память о массовом сталинском терроре побудила создать его одно из самых проникновенных автобиографических сочинений. 

В этом квартете Дмитрий Дмитриевич зашифровал своё имя в виде инициалов в знаменитой монограмме D-S-C-H (DEsCН), ре-ми-бемоль-до-си, как в барочной музыкальной символике креста – два звука вверх, два вниз.

Из письма Дмитрия Шостаковича своему лучшему другу Иcааку Гликману: «Дорогой Исаак Давидович…. Я вернулся из поездки в Дрезден. Меня там хорошо устроили для создания творческой обстановки… Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета — ноты D.Es.C.H, то есть мои инициалы (Д. Ш.)…».

Премьера квартета состоялась 2 октября 1960 года в Ленинграде и вызвала колоссальный резонанс среди музыкантов и слушателей, сравнимый с тем, что наблюдалось после премьеры Третьего квартета в 1946 году.