Чайковский. «Евгений Онегин».

Вернуться назад

Долгое время Пётр Ильич искал драму для своей постановки. Озарение пришло к нему весной 1877 года, тогда оперная певица Елизавета Лавровская подала идею, чтобы в основе сюжета был роман «Евгений Онегин». Композитор посчитал эту идею неуместной и отказался от неё, но позже изменил своё мнение.

«Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина», - писал Чайковский.

Не роман в целом воспроизводил композитор, он расплылся бы, а лирические сцены из романа, сведённые, в сущности, к жизненному поединку трёх юных людей: Татьяны, Ленского и Евгения Онегина. По реализму всей своей внутренней природы «Евгений Онегин» был событием выдающимся, равным лучшим произведениям русской литературы 19 века. Опера Чайковского о человеке через музыкально явленную человечность. Чайковский нашёл такие мелодии, которые до сих пор отвечают самым волнующим, самым лирическим интонациям множества людей. В сущности, это наивная простодушная музыка. Но в лирике Чайковского есть душевные свойства, которые во взаимном общении людей составляют своеобразный звуковой словарь - словарь интонаций ласки, сочувствия, участия, материнского или любовного привета, сострадания, дружеской поддержки.

Чайковский решает очень по-русски представить облюбованный им для оперы сюжет. Будучи одним из величайших композиторов мелодистов, он сочетал в своей мелодике русские основы с общеевропейскими влияниями. Легко обнаружить те или иные связи мелодий Чайковского с итальянской, французской или немецкой музыкой. Труднее объяснить, почему одним-двумя чуть заметными интонационными штрихами мелодия становится мелодией Чайковского, а не кого-либо другого. Правдивость и искренность его музыки заслужили уважение во всем мире и повысили интерес к русской музыке.

Его музыка дышит любовью к русской природе, русскому быту и людям. Зарисовки сельской природы в «Евгении Онегине», например, сцена рассвета вслед за написанием письма Онегину, поэтический изборник заветных размышлений и дум музыканта о своей родимой земле. Несколько штрихов перед хором девушек (2 картина) и несколько чутких интонаций в идиллической мелодии хора — достаточно, чтобы услышать за ними всё, что привычно знакомо и ново в саду или в лесу, когда поспели ягоды и близится пора полной зрелости, предвестник осени.

Чайковский узнаётся всеми сразу. Это музыка, понятная каждому, но это и обширнейший и тончайший интонационный словарь, причём, особенно чутко разработанный в мелодии, которая характеризует героев оперы. «Но и любовь мелодия», - Пушкин.

1 марта Калужская областная филармония представит концертную версию знаменитого во всём мире произведения П. И. Чайковского - непревзойденного образца лирической оперы, в которой поэзия А. С. Пушкина гармонически сливается с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.