Людвиг ван Бетховен.

Вернуться назад

8 сентября в концертном зале Калужской филармонии в исполнении молодёжного симфонического оркестра им. С. Т. Рихтера прозвучат произведения великого Бетховена.

Вы услышите третий концерт для фортепиано. Этот концерт стал первым, которым Бетховен был доволен. Ему потребовалось четыре года, чтобы его закончить, — четыре года прошло с первого замысла до первого публичного исполнения... Наконец он нашел идеальную форму, желанное равновесие между мощью оркестра и виртуозностью солиста.

Этот концерт, справедливо вызывающий восхищение, мрачно и насыщенно красивый, в тональности до минор (некоторые мотивы напоминают Двадцатый концерт ре минор Моцарта, которым Бетховен глубоко восхищался), очень скоро станет каноническим образцом в этом жанре [Отрывок из книги Бернара Фоконье].

Тему судьбы из 5 симфонии Бетховена знают миллионы людей. По преданию, четыре ноты вступления вдохновлены пением птички. Бетховен придавал этому мотиву символическое значение. «Так судьба стучится в дверь». «So pocht das Schicksal an die Pforte». Что это за символ? Понятие судьбы много значило для Бетховена. Слово das Schiksal («судьба» по-немецки) неоднократно встречается в его письмах, в дневниковых заметках. Когда Бетховен осознал, что на него надвигается глухота, он задумался о своих взаимоотношениях с высшими силами и судьбой, которая, как ему представлялось, обошлась с ним чрезвычайно жестоко, несправедливо. 

Но Бетховен был полон решимости противостоять этому и писал другу юности Вегелеру: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся». Впоследствии, читая своих любимых античных классиков (Гомера, Плутарха, Еврипида), он выписывал те строки, те афоризмы, в которых говорилось о судьбе, о противостоянии человеческой воли и слепой силы рока. Так что эта тема сопровождала его практически всю жизнь.

(Слева-направо: древнегреческий поэт-сказитель Гомер, древнегреческий писатель и философ Плутарх, древнегреческий драматург Еврипид).

«Всё Allegro целиком комментирует эту мысль: то она звучит в вопросительных интонациях валторн, то в спокойных эпизодах раздумий, то ведет волнующие диалоги между духовыми и струнными, прежде чем собрать воедино весь оркестр для заключительного порыва. Причудливая смесь настроений отражена в их звуковом воплощении; в изложении и развитии идеи соблюдается счастливое равновесие; глубоко личным оттенком проникнуто все произведение… Бетховен в столь обширном творении, владея всеми средствами выразительности, ещё раз излил свою душу с гениальным простосердечием». [Эррио Эдуард, «Жизнь Бетховена»].