Томазо Альбинони.

Вернуться назад

Довольно часто композиторы, известные при жизни, после смерти быстро оказываются забыты, и только через многие десятки и даже сотни лет переживают возрождение. Так было с Бахом и Вивальди. Однако открытие творчества Томазо Альбинони отличается тем, что слушатели XX века узнали его благодаря произведению, которое сам композитор вряд ли признал бы своим. Речь идёт о знаменитом «Адажио» для органа и струнных.

Автором этого всемирно известного произведения, вероятно, является музыковед Ремо Джадзотто —исследователь творчества Альбинони.

По иронии судьбы, именно благодаря произведению, которое большей своей частью является творением XX века, по всему миру прокатился ренессанс творчества Альбинони.


О жизни Томазо Альбинони — итальянского скрипача и композитора — известны лишь отдельные факты. Родился он 8 июня 1861 года в Венеции в обеспеченной бюргерской семье и, видимо, мог спокойно заниматься музыкой, не особенно тревожась о своём материальном положении. Почти вся жизнь композитора, также, как и Антонио Вивальди, была связана с Венецией. Трудно достоверно утверждать были ли они знакомы, но хорошо известен тот факт, что оба они учились у Джовани Легренци, капельмейстера собора святого Марка в Венеции. Вивальди и Альбинони современники по рождению, однако, как композитор, Альбинони сформировался и состоялся значительно раньше. И пик своей славы переживал в то время, когда Вивальди только начинал завоевывать Европу.

Томазо Альбинони создал 48 опер. Многие из них увидели свет на венецианских театральных подмостках. Остальные не дошли до наших дней (рукописные партитуры, находящиеся в Дрездене, сгорели при пожаре в 1944 года). Композитор серьёзно подходил к сочинению опер, выполняя заказы для различных театров, а для души писал инструментальную музыку. Его концерты – одна из вершин музыки барокко.

Драматургия концертов Альбинони отточено совершенна: 3 части (Allegro — Andante — Allegro) с лирической вершиной в центре.

Тонкая, пластичная, в каждом своём голосе мелодичная ткань инструментальных концертов Альбинони привлекательна для современного слушателя той совершенной, строгой, лишенной всяких преувеличений красотой, которая является всегда приметой высокого искусства. Человека XXI века может покорить удивительная искренность этой музыки, возвышенность переживаний, на которую мы уже, вероятно, не способны.