«Снегурочка» Александра Островского.
Вернуться назадОдной из любимых сказочных героинь — не только детей, но и взрослых —является Снегурочка. На детских ёлках она появилась только в 1935 году. Именно тогда Новый год получил свое официальное оформление, а главными символами торжества были назначены Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Но откуда появилась эта очаровательная спутница Деда Мороза? Своим появлением она обязана трём великим художникам: Островскому, сочинившему одноимённую сказку, Римскому-Корсакову, положившему её на музыку, и Васнецову, создавшему декорации.
«На родину Снегурочки» — так называется программа Калужской филармонии из цикла «Мир русской усадьбы», приуроченная к двухсотлетию со дня рождения Александра Островского. В ней мы расскажем об усадьбе Островского Щелыково и усадьбе Римского–Корсакова Стелёво.
Именно в Щелыково Островский сочинил Снегурочку. Эта усадьба была для писателя сказочной страной берендеев. До сих пор там бьёт ключ на том месте, где растаяла Снегурочка.
Александр Николаевич Островский родился и жил в Замоскворечье. В своих пьесах он мастерски описал нравы и обычаи московского купечества, с которыми он был знаком не понаслышке. «На фоне бытовых реалистических пьес А.Н. Островского «Весенняя сказка» выделяется своим исключительным своеобразием. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов», – передавал своё впечатление от «Снегурочки» К. С. Станиславский.
Щелыково, окружённое дремучими костромскими лесами вдохновило Островского на создание «Снегурочки». Писатель хорошо знал и любил русскую народную песню и сказки. В героях сказки северно-русские фольклорные песни и обряды обрели «плоть и кровь».
Поэтичная сказка Островского вдохновила Римского–Корсакова на написание музыки. Композитор отправился в лесную глушь под Лугу, в усадьбу Стелёво.
Там он и сочинил оперу. Композитор вспоминал: «В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу».
Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с её высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.
17 мая мы приглашаем вас погрузиться в поэтичный мир берендеева царства, могучей северной природы и искренних человеческих чувств, мы приглашаем вас «На родину Снегурочки».