Сергей Слонимский.

Вернуться назад

«Музыка начинается там, где заканчиваются слова», — Сергей Слонимский.

12 августа 2022 года исполнилось 90 лет со дня рождения композитора Сергея Михайловича Слонимского. Музыка Слонимского непременно становилась событием, которого с нетерпением ждали. Каждая премьера вызывала долгие дискуссии. Одно лишь бесспорно: его творчество всегда интересно, о нём думают и говорят.

Сергей Слонимский был композитором универсального дарования: он способен был сочинить песенку «У кошки четыре ноги», которую сочли тюремным фольклором и «Реквием». Композитор обладал умением достоверно творить в музыкальных стилях разных времён и народов, будь то русская деревня дореволюционного времени в опере «Виринея» (1967 г., или старая Шотландия в опере «Мария Стюарт» (1980 г.), поразившая даже шотландских слушателей глубиной проникновения.

«Слонимский, видимо, обладает тем особым даром, который выделяет одного композитора из многих: умением говорить на различных музыкальных языках, и при этом печатью личностного качества, лежащей на его произведениях», — пишет о композиторе одно из американских музыкальных изданий. 

Сергей Слонимский — автор 30 симфоний, 8 опер, множества инструментальных и хоровых произведений вырос среди ленинградской культурной элиты — дома у его отца, известного писателя Михаила Слонимского, собирались писатели, входившие в объединение «Серапионовы братья» во главе с Евгением Замятиным. Потом уже частыми гостями в доме бывали Михаил Зощенко и Евгений Шварц. Более пятидесяти лет Сергей Слонимский преподавал в Петербургской консерватории. Преподавание в консерватории позволяло музыканту быть абсолютно независимым в сочинении музыки, — «в погоне за длинным рублём не писать то, что не нравится тебе самому, сейчас не модно писать симфонии, а я их пишу», — говорил композитор.

Первым, кто оценил талант, тогда ещё юного музыканта, был Михаил Зощенко. Писателю понравился 1-й скрипичный концерт Слонимского, который он услышал по радио. Но путь композитора не был гладким. Его оперу « Мастер и Маргарита», которую с восторгом приняли выдающиеся музыканты: Евгений Мравинский, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, запретили 3 скромных женщины из обкома и горкома. Так было и с другими произведениями композитора.

Он в чем-то повторил путь своих великих учителей: Дмитрия Шостаковича, Виссариона Шебалина. Пережив непонимание и запреты, Слонимский без устали трудился над возрождением имён забытых советских композиторов. Благодаря его усилиям вновь обрела голос музыка Виссариона Шебалина, Владимира Щербачёва, Ореста Евлахова, Бориса Арапова.

В трудный момент жизни перед музыкантом встала дилемма: остаться на родине или уехать на запад и получить мировую известность. Вот как об этом говорил сам композитор: «Бродский мне тогда предлагал уехать вместе с ним, но я отказался. Между прочим, надо быть патриотом своей страны не на словах, а на деле. Я очень люблю свою страну, я люблю свой дом, свой диван, свою комнату. И Репина я люблю».

В одном из интервью незадолго до кончины Сергей Слонимский сказал: «Что такое музыка — это смиренное преклонение, молитва перед Господом, вера в его милосердие».