Сергей Рахманинов.

Вернуться назад

Творчество Рахманинова стоит особняком в истории мировой музыки XX века: стиль Рахманинова неповторимо индивидуальный и своеобразный, не имеет аналогов в мировом искусстве, и это глубоко национальный русский стиль, сколько бы штатовцы не пытались зачислить музыканта в плеяду американских композиторов. Оказавшись в изгнании в результате трагических событий 20-го века, Рахманинов никогда не отказывался от своей родины и болезненно тосковал по ней. Особенно остро эти ностальгические настроения прозвучали в последних произведениях композитора, таких, как «Симфонические танцы» или Симфония №3.

В музыке Рахманинова отразились поэзия народной песенной лирики, образы народного эпоса, картины русской природы и, прежде всего, церковное пение. Не будем забывать, что детство композитора прошло под воздействием могучей культуры «господина Великого Новгорода», и перезвоны новгородских колоколов звучат во многих произведениях музыканта. Композитор не обращался к собственно исторической тематике, не сочинял исторических опер, не писал программных произведений на сюжеты, связанные с прошлым русского народа. Тем не менее, многие лирические, эпические, драматические по духу произведения выражают глубину патриотических чувств композитора, органически присущее ему ощущение родной земли и тесной связи с исконно русской культурой.

Творчество Рахманинова-композитора началось с блистательного дебюта. Вот что об этом пишет современник музыканта, критик А. В. Оссовский:

«…Не стану повторять известные из всех биографий Рахманинова рассказы о блестящем окончании им консерватории. Остановлюсь только на первой постановке в Москве, на сцене Большого театра, 27 апреля 1893 года одноактной оперы Рахманинова «Алеко», его дипломной работы… сенсацией было качество музыки оперы юноши композитора, сочинённой в семнадцать дней и продолжающей жить ещё и в наше время...».

Критик продолжает рассказ об исторической постановке оперы в год юбилея Пушкина, о композиционном центре оперы - арии Алеко:

«…какого богатства душевных эмоций полна эта ария. Лирическое созерцание, философское раздумье, сладкие воспоминания былого счастья любви, муки ревности, жестокая действительность измены Земфиры, опустошённое сердце, разбитая жизнь — такова широчайшая гамма человеческих чувств, которую с потрясающей глубиной и правдой раскрыл в этой арии Ф. И. Шаляпин (он участвовал в постановке «Алеко» в Петербурге 27 мая 1899 года, в дни столетнего юбилея А. С. Пушкина). Сколько психологических нюансов, сколько тончайших динамических, темповых, ритмических оттенков почувствовал в этой музыке Рахманинова гениальный певец!».

                          

Музыка Рахманинова, который всю жизнь страдал от упреков в старомодности, вдохновляет современных композиторов. «You» (Jack Elliott, Don Marcotte), вошедшая в альбом 1957 года «Where Are You?» американского певца Фрэнка Синатры, основана на лирической теме (E flat major) из Концерта для фортепиано с оркестром № 2. Прелюдия до-диез минор opus 3, № 2 была переиграна в качестве кавер-версии клавишником французской симфо-блэк метал группы Anorexia Nervosa в их альбоме 2001 года New Obscurantis Order. Мелодия популярной песни «All by Myself», появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Селин Дион, была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова.

Концертное исполнение оперы «Алеко» будет представлено в Калужской областной филармонии 22 февраля.