Сергей Иванович Танеев.

Вернуться назад

25 ноября 1856 года во Владимире родился Сергей Иванович Танеев – крупнейший композитор рубежа XIX‑XX вв. Человек душевной чистоты, неподдельной доброты, большой сердечности, чуткости, деликатности и удивительной скромности - такими добродетельными качествами наделяли современники Сергея Ивановича Танеева – видного композитора, блестящего пианиста, крупнейшего учёного музыковеда и прирождённого педагога, настоящего профессионала своего дела.

Композитор, педагог, музыкальный теоретик, общественный деятель – Сергей Танеев посвятил музыке всю свою жизнь. По словам Бориса Асафьева, «Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано...».

Сергей Танеев родился во Владимире. Его отец был очень образованным и музыкально одаренным человеком. Отец радовался музыкальности Сергея, но решение о консерваторском образовании сына далось ему непросто. Сам Николай Рубинштейн, выдающийся пианист, настаивал на том, чтобы девятилетний Сережа Танеев начал занятия в консерватории. Отец сдался.

Иван Ильич Танеев и Варвара Павловна Танеева.


В 1875 году Танеев с блеском оканчивает консерваторию и первым в её истории получает большую золотую медаль. Сергей Иванович начал рано преподавать. В 21 год он был приглашен в Московскую консерваторию. Танеев вел теоретические дисциплины: гармонию, полифонию, музыкальные формы, композицию, в также класс фортепиано.

В течение четырёх лет (1885–1889 гг.) Сергей Танеев был директором Московской консерватории. В тот период все студенты стали в какой-то степени его учениками. Он заботился о стипендиях, об удобных аудиториях для занятий.

Композитор Александр Гречанинов, вспоминая о Танееве, говорил, что иногда было достаточно одного его присутствия: «Просто постоишь и порадуешься, что он тут, за делом, и уже довольный и этим уйдешь утешенный и ободрённый».

Сергей Танеев является автором нескольких симфоний, многочисленных камерных, хоровых произведений. Хорошо известны его романсы. Одна из вершин его творчества – кантата «Иоанн Дамаскин».

Сергей Иванович с благоговением относился к своему учителю – Петру Ильичу Чайковскому. Танеев – пианист стал первым и одним из лучших исполнителей фортепианной музыки Чайковского. В год окончания консерватории молодой музыкант впервые в Москве исполнил только что написанный Первый фортепианный концерт Чайковского, и автор отозвался об игре Танеева в газете «Русские ведомости»: «Он умеет до тонкости проникнуть в мельчайшие подробности авторских намерений и передать их именно так, в том духе и при тех условиях, какие мечтались автору».

Их переписка длилась на протяжении почти четверти века. Творческий метод композитора Танеева был радикально отличен от метода Чайковского. Он был тем человеком, который в прямом смысле пытался «поверить алгеброй гармонию». Да, действительно, произведениям Сергея Ивановича не характерна открытая эмоциональность, но они отличаются мудрой сосредоточенностью и высочайшим мастерством и тщательной отделкой. Чайковский в шутку называл своего ученика и друга: «Бах из пожарного депо». Дело в том, что Танеев жил вблизи пожарного депо, да еще Чайковский не любил музыку Баха.

Сергея Ивановича называли совестью музыкальной Москвы. Он очень много сделал для популяризации классической музыки. 

В 1906 году он был одним из музыкальных деятелей, инициировавших открытие Народной консерватории, первоочередной задачей которой было музыкальное просвещение и приобщение простых людей к классической музыке. Помимо этого Танеев начал работать в ней преподавателем, с удовольствием приобщая широкие массы к искусству.

Чтобы он не делал, он делал с оптимизмом, громадной волей и методичностью в работе. Большой интеллектуал с глубочайшей осмысленностью высказываний он имел такой авторитет, что многие выдающиеся деятели того времени почитали за честь общаться с ним.

Сергей Танеев неоднократно бывал в Калуге, давал благотворительные концерты в поддержку музыкальной школы. В марте 1997 года Калужскому музыкальному училищу (ныне колледж) присвоили имя великого музыканта.