Русский романс.
Вернуться назадОб этом музыкальном жанре можно сказать, что он жестокий, лиричный, дворянский, иронический, актёрский, белогвардейский и даже тюремный. В его основе может лежать баркарола, элегия, баллада. Как вы считаете, о каком жанре идёт речь?
Конечно же, всё это о русском романсе, без которого невозможно представить себе русскую культуру!
11 марта в программе «Мой голос для тебя» романсы М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, Н. Рубинштейна на стихи А. Пушкина, А. Блока, А. Кольцова, А. Апухтина, Д. Мережковского прозвучат в Калужской областной филармонии в исполнении Евгении Морозовой (меццо-сопрано) и Евгения Капустина (баритон).
Русские романсы – это исповедь человеческой души о чём-то потаённом, слушателям что-то доверяется и вызывает в них трепет. Романс тончайшими струнками касается самых удалённых уголков людских сердец. Удивительно, как такое короткое музыкальное творение может затрагивать самые далекие струны нашей души? Романс — это гармоничное сочетание поэзии и музыки.
Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэзией. В истории русского искусства тесно связаны имена М. Глинки и А. Пушкина, П. Чайковского и А. Толстого, Н. Римского-Корсакова и А. Майкова, С. Рахманинова и Е. Бекетовой. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество Александра Пушкина. Его поэзия дала толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства.
Романс - это не русское изобретение, он возник средневековой Европе. Но его подлинный расцвет связан именно с Россией. Для начала романс утвердился в Москве. В отличие от чиновного Петербурга, Москва в начале XIX века проявляла особую склонность к русской старине. Поэтому здесь были любимы праздничные костюмированные народные гулянья, что питало творчество композиторов-романтиков, сочинявших музыку песен, романсов: Александра Алябьева, Александра Варламова, Алексея Верстовского. Любопытно, что музыка Алябьева, автора знаменитого «Соловья», звучала при открытии Большого театра в Москве в 1825 году.
Русские романсы нравились не только соотечественникам, но и зарубежным певцам, например, Полине Виардо (1821-1910 гг., испано-французская певица). «Г-жа Виардо-Гарция в восхищении от русских романсов… сама поёт их в совершенстве, и весьма жаль, что поёт их не для публики...»; «Мы были свидетелями, как она обрадовалась, встретив случайно в одном доме г. Варламова: она тотчас села за фортепиано и пропела его «Сарафан»...» — писали о Виардо петербургские газеты.
Необычна история создания романса «Сирень» С. Рахманинова. 29 апреля 1902 года Сергей Рахманинов и Наталья Сатина поженились в небольшой церкви 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожёны уехали на вокзал и взяли билеты в Вену, откуда уехали в свадебное путешествие. Этому счастливому времени принадлежит романс Рахманинова «Сирень».
Белая сирень — любимые цветы Рахманинова. Однажды после концерта композитор получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы.
С того самого времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то всё так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый день рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет. Романс «Сирень», как и многие другие русские романсы отличается поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью...