Руки Рахманинова.

Вернуться назад

Как-то известный пианист Лев Оборин спросил американского музыканта Артура Рубинштейна, кого тот считает лучшим пианистом в мире. Рубинштейн долго думал, а потом сказал:
— Горовиц. Да, да, Горовиц сильнее всех.
— Ну, а Рахманинов? — снова спросил Оборин.
Рубинштейн улыбнулся и ответил:
— Нет, нет. Вы говорите о пианистах, а Рахманинов — это… – и он, воздев руки, посмотрел наверх.

Иногда гениальность Рахманинова-пианиста объясняли тем, что он обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! А левой рукой Рахманинов свободно брал аккорд «до ми-бемоль соль до соль». Руки его были действительно большими.

Хорошо описала руки Рахманинова его родственница З.А. Прибыткова:
«Руки Рахманинова – это прекрасная скульптура. Большие, цвета слоновой кости, линии строгие, чистые, не изуродованные работой. Я видела вблизи руки многих пианистов, и почти у всех многочасовая, ежедневная работа накладывала свой отпечаток, разрушала цельность линий и форму их. У Иосифа Гофмана, например, маленькая короткопалая рука с сильно выступающим мускулом от мизинца к кисти; всегда красная, пальцы узловатые.

Перед выходом в артистической Гофман двадцать-тридцать минут держал руки в очень горячей воде, чтобы размягчить мускулы. У Александра Ильича Зилотти руки были красивой формы, но с довольно сильно выступающими венами и красноватые. Перед концертом, после нескольких часов разыгрывания он надевал тугие лайковые перчатки, каждый раз обязательно новые, и снимал их перед самым выходом на эстраду.
Рахманинов ничего этого не делал, пальцы у него были длинные, красивой формы, немного туповатые на концах…».

Как сохранили эти руки свой аристократический, «нетрудовой» рисунок при титанической концертной работе хозяина? За свою жизнь они написали около 300 сочинений, дали более полутора тысяч концертов. Даже в сезоне 1941-42 годов, накануне ухода из жизни, Рахманинов не изменил обычному графику (в среднем 50 концертов в год), сыграл 49 концертов. Жена умоляла Сергея Васильевича дать рукам передышку.
Ты меня возить в кресле не будешь. Кормить голубей с рук, сидя в кресле, тоже не стану. Лучше умереть, - повторял он свою любимую фразу.

Как-то в Америке Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки и подпись под фото: «Руки, которые стоят миллион!»

Современники, характеризуя человеческие качества и талант маэстро, часто цитируют пианиста Иосифа Гофмана: «Рахманинов был создан из стали и золота: сталь в его руках, золото – в сердце».