Астор Панталеон Пьяццолла.
Вернуться назад«…В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная…».
Астор Пьяццолла – выдающийся аргентинский композитор ХХ века (1921-1992 гг.), вошел в историю, как «великий преобразователь танго» (этого сторонники традиционной музыки долго не могли простить Пьяццолле). Он обогатил этот жанр, внёс в него элементы современности, классики и джаза. Пьяццолла прославился как отец-основатель нового музыкального стиля, получившего название «Танго нуэво» («новое танго»). Именно в его творчестве популярнейший аргентинский танец танго перестал быть просто танцевальной музыкой, а поднялся до уровня высокого искусства.
Подобно Джорджу Гершвину, Астор Пьяццолла избирает для себя ту хрупкую грань между эстрадной и академической музыкой, и так же успешно наполняет легкие, развлекательные жанры глубоким художественным содержанием и смыслом. Благодаря ему танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями, а также художественными приемами, открытыми Стравинским.
На родине в Аргентине Пьяццолла известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»). Только за последние десять лет своей жизни он сочинил 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, а также музыку ко многим театральным постановкам. В то же время, это один из немногих композиторов, который сумел исполнить на концертах практически все свои произведения. Музыку Пьяццоллы исполняли Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет и многие другие мировые звезды.
«Вся моя жизнь - танго, - объяснял композитор. - Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, - у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма».
Астор Пьяццолла часть жизни пытался уйти от танго к более серьезной музыке - к симфонической, к джазу. Десять лет своей жизни он писал всё, кроме танго. Сонаты, симфонии, концерты для фортепиано, - и в 1953 году, получив приз как лучший молодой композитор года, поехал учиться в Париж. Французское правительство предоставляет ему стипендию для годичного обучения в Париже у Нади Буланже — выдающегося французского композитора, пианистки, дирижера и гениального педагога. Надя Буланже, посмотрев его творения, сказала: «Очень хорошо написано. Вот тут я вижу Стравинского, тут - Бартока, тут - Равеля, но Пьяццоллу я нигде найти не могу». Истинный Пьяццолла, объяснила Нади Буланже, - в танго. И Пьяццолла выкинул всю музыку, которую сочинял в течение десяти лет.
В 1985 году Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. Город, который с осторожностью отнесся к покушению на одну из своих святынь - традиционное танго, - принял Пьяццоллу. И признал за ним право играть «популярную современную музыку Буэнос-Айреса».
Буэнос-Айрес — «это центр, окраина, пригород, незамеченный и желанный, никогда не мой и не твой». Таким и является танго Пьяццоллы - одновременно и центр, и окраина, и вызов стилю, и следование ему.
Далее в творческой карьере композитора наступает время многочисленных гастролей и концертов по миру. В эти годы Пьяццолла объединит свой талант с талантами других музыкантов разного происхождения, таких как Жорж Мустаки, Джерри Маллигэн, Гэри Бёртон. В 1986 году он получает престижную премию «Сезар» за музыку к фильму «El exilio de Gardel», выступает на престижном джазовом фестивале в Монтре (Швейцария). Многие именитые исполнители все чаще обращаются к нему с просьбой написать им песни.
Творчество Пьяццоллы – это постоянное внутреннее противоречие, революционные перемены и тяга к академическому исполнению, чувственные ритмы танго и классические симфонические сюиты, глубокая любовь к традициям и желание их изменить.
15 декабря на концерте «Пьяццолла – Гершвин – Гала!» Симфонического оркестра им. С. Т. Рихтера Калужской областной филармонии прозвучат произведения Астора Пьяццоллы: Двойной концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра. Солисты – Максим Федоров и Владислав Домогацкий. В программе концерта также и популярное сочинение Пьяццоллы «Либертанго».