Пауль Хиндемит.
Вернуться назад125 лет назад, 16 ноября 1895 года, родился немецкий композитор Пауль Хиндемит - один из крупнейших композиторов 20 века.
Хиндемит - настоящий пионер авангарда. Он прошел через все соблазны моды в музыке начала века: мюзик-холл, цирк, джаз-банд, варьете, культ машин, конструктивизм и урбанистические ритмы. Не переставая любить музыку Баха, в конце концов, он закономерно пришёл к «новому классицизму».
Пауль родился в городе Ханау в семье ремесленника и с девяти лет получал уроки игры на скрипке. С ранних лет музыка стала его профессией. Он играл как скрипач, пианист и ударник в ресторанах, дансингах и пивных. На этом молодой музыкант не остановился и продолжил образование в двух солидных консерваториях (Дармштадта и Франкфурта).
В возрасте 20 лет он – концертмейстер Франфуртского оперного театра. Через 10 лет Берлинская Высшая музыкальная школа приглашает его занять место профессора композиции.
В Хиндемите - художнике и человеке - сочетались рациональное, математического склада мышление с феноменальной вычислительной техникой, необходимой при решении сложных задач полифонической музыки, и при этом - интеллектуальный темперамент высокого накала.
Будучи личностью универсального масштаба (дирижёр, исполнитель на альте и виоле д’амур, теоретик музыки, публицист, поэт — автор текстов собственных произведений) — Хиндемит был столь же универсален в своей композиторской деятельности. Нет такого вида и жанра музыки, который не был бы охвачен его творчеством — будь то философски значительная симфония или опера для дошкольников, музыка для экспериментальных электронных инструментов или пьесы для старинного струнного ансамбля.
Нет такого инструмента, который не фигурировал бы в его произведениях в качестве солирующего и на котором он не мог бы сам сыграть (ибо, по свидетельству современников, Хиндемит был одним из немногих композиторов, могущих исполнить почти все партии в своих оркестровых партитурах, отсюда — твердо закрепившееся за ним амплуа «всемузыканта» — «All-raund-musiker»).
В 1927 году он написал оперу-скетч «Туда и обратно», сюжет которой построен таким образом, что достигнув кульминации - убийства героини, действие шаг за шагом возвращается к началу. Также написана и музыка. Её можно играть слева направо и справа налево.
Композитору был подвластен любой жанр. Его «Игру тональностей» можно назвать и превосходной музыкой и научным трактатом. Хиндемит обладал поистине феноменальной композиторской техникой.
Его творческий путь — это путь рождения новой классики: от полемического запала молодости к все более серьезному и вдумчивому утверждению своего художественного кредо.