Никола Антонио Джачинто Порпора.
Вернуться назадНа рубеже XX и XXI веков чрезвычайно возрос интерес к музыке барокко и, в первую очередь, к опере эпохи барокко. Такие видные оперные исполнители, как Чечилия Бартоли, включили в свой репертуар барочные произведения.
Ещё не так давно музыка барокко была представлена довольно узким кругом авторов: Бах, Вивальди, Гендель, Перселл, Тартини, Корелли. На сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Из глубины забвения к нам возвращаются не справедливо забытые имена композиторов этой эпохи. 17 августа 1686 года в Неаполе родился талантливый музыкант Никола Порпора, имя которого в недалеком прошлом ничего не говорило широкой публике.
Его творческие искания связаны, прежде всего, с так называемой неаполитанской оперной школой. В Неаполе он родился, вырос и начал свою активную деятельность после обучения в консерватории «Деи повери ди Джезу Кристо».
Здесь определились и две стороны художественного призвания музыканта. Уже в молодости он зарекомендовал себя как способный композитор. В 1708 году на сцене неаполитанского театра «Сан-Бартоломео» была поставлена его первая опера «Агриппина». Вскоре Порпора завоевал известность и на педагогическом поприще — он стал учителем пения в консерватории «Сант-Онофрио».
Затем для него начались долгие годы странствий, принесшие ему европейское признание. Венеция, Вена, Лондон, Дрезден. И везде он совмещал две свои специальности — оперного композитора и вокального педагога. У Порпоры был яркий мелодический дар, безошибочное чувство вокала. Главным средством и становились для него типичные формы оперной арии, обильно оснащенной виртуозными украшениями. Его мелодии текли широкими выразительными фразами в строго корректном оркестровом сопровождении.
Находки Порпоры в области бельканто, несомненно, служили прогрессу оперного исполнительства. Искусство виртуозного пения неотразимо влекло композитора, он видел в нем высокую эстетическую ценность. Во многом это объясняется и тем, что Порпора был выдающимся знатоком вокала.
Он в совершенстве постиг все возможности человеческого голоса и потому в своих операх стремился, даже в ущерб художественному правдоподобию, дать наибольший простор певцам-солистам. Часто получалось, что его оперы становились похожими на костюмированные концерты. Среди первоклассных исполнителей того времени немало было и учеников самого Порпоры. С помощью педагога они доводили свой голосовой аппарат до уникальной виртуозности и головоломного блеска.
Порпора давал уроки и молодому Гайдну, который впоследствии очень высоко отзывался о своем наставнике.
В 1760 году уже престарелый мастер вернулся к родному очагу, стал в Неаполе капельмейстером кафедрального собора и директором консерватории «Сант-Онофрио». Последние годы его жизни были омрачены забвением и бедностью.
Его имя, окруженное славой при жизни, прочно вписалось в историю оперного искусства.