Модест Мусоргский - «Хованщина».
Вернуться назад16 февраля в исполнении Симфонического оркестра им. С. Т. Рихтера Калужской областной филармонии под руководством Василия Валитова зрители услышат инструментальные фрагменты из популярных русских опер опер XIX-XX веков.
В концерте, конечно, не может не прозвучать «Рассвет на Москва-реке» - вступление к опере Модеста Мусоргского «Хованщина». Это произведение входит в репертуар большинства оркестров мира. Такая широкая популярность объясняется удивительными качествами этой музыки.
В опере «Хованщина» — подлинной народной музыкальной драме – Мусоргский обращается к рубежному периоду российской истории - началу царствования Петра. В это время коренным образом менялся духовный вектор жизни России, Центральный конфликт оперы, внешне выглядящий как смена старого уклада жизни новым, является конфликтом двух принципиально разных укладов сознания, столкновением идей: Святой Руси и светской Российской империи.
Музыка вступления — это не просто прекрасная пейзажная зарисовка, что было бы слишком мелко для такого масштабного и глубокого художника, как Мусоргский. Это образ уходящего идеала Святой Руси. По высказыванию музыковеда Вячеслава Медушевского, содержание «Рассвета» - «невидимый град Китеж Русской земли, сокровенная красота Божией мысли о России - святой Руси, которая предаётся нами».
Вступление — музыка дивного покоя и чистоты, основанная на теме, которая обнаруживает родство в равной мере и со знаменным распевом, и с протяжной лирической песней. Их общие свойства — способность к бесконечному мелодическому длению-«левитированию». Мусоргскому удалось в музыке передать запечатленный в летописях, житиях и иконах древнерусский тип мирочувствия.
«Хованщина» — последнее произведение Мусоргского, которое он не успел завершить. В одном из писем от 23 июля 1873 года он сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. На странице клавира оперы у «Рассвета» стоит дата — 2 сентября 1874 года.
«Хованщина» для Мусоргского стала музыкой прощания и ухода.
И в этом, быть может, открывается ещё одна глубинная и сокровенная для Мусоргского тема «Хованщины» — последних лет и месяцев его трагически уходящей жизни, когда он создавал и проникновенно играл друзьям рождающуюся в нем музыку отпевания и ухода – своего ухода в Вечность. Оставив нам и музыку «Рассвета» – ослепительной эсхатологической надежды за горизонтом катастроф.