«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Вернуться назад

«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из за твоей фантазии наслаждаться голым светом?..»

Михаил Булгаков — один из самых популярных писателей XX века. По его книгам снимают фильмы и ставят спектакли, его творчество изучают специалисты-булгаковеды, а туристы мечтают побывать в местах, где жила Маргарита или создавал свой роман Мастер.

Русский писатель советского периода, драматург, театральный режиссёр и актёр Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940 гг.).


21 мая в стенах Калужской областной филармонии прозвучит симфонический спектакль по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с участием Дарьи Мороз, Игоря Миркурбанова и Московского государственного симфонического оркестра под руководством Ивана Рудина.

Жанр романа трудно однозначно определить, поскольку он многослоен: в нём слились и сатира, и фарс, и фантастика, и мистика, и история любви, и философская притча. Это, конечно, роман о реальности Бога и Дьявола. Книга была невероятно важна для писателя, о чем свидетельствует обнаруженная на одном из листков реплика автора: «Помоги, Господи, написать роман».

Существует множество, порой полностью противоречащих друг другу, трактовок романа и предположений о том, кто был прототипом главных героев.

Когда Булгаков прочитал первые две главы романа своим друзьям, он спросил, кто, по их мнению, Воланд. Примечательно, многие посчитали его дьяволом. Драматург Эдвард Радзинский видел в Воланде черты Сталина: «Под палящим летним солнцем 1937 года, когда другой дьявол уничтожал дьявольскую партию, когда один за другим гибли литературные враги Булгакова, писал Мастер свой роман... Так что нетрудно понять, кто стоял за образом Воланда». При этом сам Булгаков отрицал, что у этого образа есть какой-либо прототип. Он говорил: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

Если Воланд действительно чёрт, то он выглядит положительнее любого обывателя Москвы, начиная от директоров, финдиректоров, людей в пиджаках и служащих, кончая даже самим Мастером. Все эти люди, которых Воланд в романе наказывает - все испорчены системой, квартирным вопросом и прочими вещами. Романом «Мастер и Маргарита» Булгаков утверждает, что вера и культура и есть своего рода нервная система человечества. При их параличе рано или поздно наступает деградация.

Это и роман о захватывающей красоте булгаковского языка, открываешь перечитать какое-то место и зачитываешься, как по волшебству, не в силах оторваться. 21 мая почувствовать нерв булгаковской прозы поможет музыка Баха, Гайдна, Бетховена, Брамса, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Шварца и др.

И, может быть, история безвозвратного, неисцелимого повреждения душ, прикоснувшихся к величайшему злу… Душ, которые, может быть, и смогут когда-нибудь обрести покой (как Мастер), но уже никогда не войдут в свет, поможет задуматься нам о смысле человеческой жизни.