Квартеты А. Бородина и С. Рахманинова.

Вернуться назад

Дорогие друзья, приглашаем вас на «Вечер русской музыки»!

5 июня в Малом зале филармонии в Гостином дворе Струнный квартет под руководством Артура Серобяна исполнит два чудесных квартета: 2-й А. П. Бородина и 1-й (неоконченный) С. В. Рахманинова. 

Струнный квартет – один из поэтичнейших музыкальных жанров, иногда его называют «музыкальной беседой».

«Струнный квартет – благороднейшее и одухотвореннейшее выражение сонатной формы. Он доставляет наибольшее духовное музыкальное наслаждение, чувственное очарование квартета таково, что … слушатель весь отдается переплетениям искуснейшей ткани и упоительной осязаемости парящего звукового образа», – Х. А. Кестлин. 

В последние десятилетия XIX века приоритетные позиции в этом жанре занимает русская музыка. В концерте «Вечер русской музыки» прозвучит одно из самых популярных и поэтичных произведений, написанных в этой музыкальной форме – 2-й квартет Бородина.

В этой музыке воплотились самые нежные чувства и воспоминания. Квартет был написан после поездки композитора в Гейдельберг в 1877 году. В этом городе он был уже не первый раз: в 1861 году молодой, подающий большие надежды учёный-химик Бородин, приехавший за границу «для усовершенствования в науках» и не думающий ещё о серьезных занятиях музыкой, встретился там со своей будущей женой, пианисткой Е. С. Протопоповой, находившейся в Германии на лечении. Именно их взаимное чувство во многом определило дальнейший музыкальный путь Бородина. И когда спустя много лет он вновь оказался в Гейдельберге, воспоминания о прошлом нахлынули на него с новой силой.

В письме Бородина от 30 июля 1877 года из Гейдельберга мы читаем: «Сколько я пережил! Какая это была смесь счастья и горечи!.. Подъезжая к Гейдельбергу, я спрятал лицо, чтобы скрыть набежавшие слёзы... Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобою в первую пору счастья!.. Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!» 

Александр Бородин и его жена Екатерина Протопопова.


Квартет ре мажор был закончен к 10 августа 1881 года, к 20-летию объяснения в любви Екатерине Сергеевне. И параллель между письмом, которое дышит не остывшей с годами нежной любовью и квартетом, посвящённым тому же адресату, напрашивается сама собой. Музыка была написана очень быстро, менее чем за месяц. Она словно «вылилась» из-под вдохновенного пера автора, и производит очень цельное и гармоничное впечатление на слушателя.

Свой 1-й квартет Сергей Рахманинов так и не завершил, хотя принимался за него дважды. Каждый раз он приступал и бросал работу после завершения двух частей.

Обе части были написаны Рахманиновым в совсем юном возрасте, когда он ещё учился в Московской консерватории (он, возможно, работал над ними во время летних каникул в загородном поместье его тети). Хотя в 1891 году они исполнялись студенческим оркестром, обе оставались в виде рукописи до того момента, как были отредактированы и изданы в 1947 году – через четыре года после смерти композитора.

Легко заметить в этом изящном и красочном сочинении с интересными моментами пиццикато и тремоло влияния музыки Чайковского и композиторов Могучей кучки.

В квартетах А. Бородина и С. Рахманинова ярко проявился лиризм русской камерной музыки. Это естественно, ведь никто не собирается кричать о своих личных переживаниях с трибуны. Тайну души можно поверить близкому другу, а камерная музыка как раз и может быть таким другом.