К 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина.
Вернуться назад«Нужно любить и верить в то, что делаешь», — Ф. Шаляпин.
Великий русский певец Фёдор Шаляпин относится к числу тех людей, которые «сделали себя сами». Сыну крестьянина из Вятской губернии рукоплескали лучшие оперные театры мира — Большой, Мариинский, Ла Скала, Метрополитен-опера…
Маленький Федя пел в церковном хоре и молился о том, чтобы петь в опере. Любовь к музыке повела его с кочевыми труппами по стране: по Поволжью, Кавказу, Средней Азии. Фёдор подрабатывал грузчиком, крючником, голодал и... пел, как все простые русские мастеровые люди. Наблюдательный юноша как губка впитывал новые впечатления, набирался знания жизни. И дождался своего «звёздного часа».
В 22 года Шаляпин дебютировал в Мариинском театре, пел Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин в присущей ему манере – образно, сочно и живо, рассказывает об атмосфере, царившей в императорских театрах и о своих первых успехах и трудностях. Оказывается, певец, который впоследствии славился своим гениальным актёрским мастерством, на первых порах на сцене выглядел неуклюже и не мог справиться со своими руками.
Большую роль в жизни Шаляпина сыграла встреча с меценатом и основателем первой русской частной оперы Саввой Мамонтовым. Савва Иванович сразу почувствовал в молодом певце большое художественное и артистическое дарование. На страницах книги «Маска и душа» мы встречаемся с замечательными людьми, представителями высокой культуры «серебряного века» – Серовым, Коровиным, Врубелем, которые помогли ему стать настоящим артистом. Они приобщили певца к лучшим образцам русской культуры, давали советы, прививали вкус, расширяли горизонты. Историк Василий Ключевский снабжал его историческими материалами при создании образа Бориса Годунова, который считается вершиной в творчестве Шаляпина.
Советский писатель Ираклий Андроников вспоминал: «В 1908 году, когда Париж готовился впервые увидеть «Бориса», на генеральной репетиции во время исполнения драматической сцены галлюцинации после слов: «Что это? Там!… В углу… Колышется!» Шаляпин услышал вдруг страшный шум и косо взглянул в зал. Публика, не зная языка, единодушно поднялась, чтобы посмотреть, что же на самом деле Шаляпин увидел страшное и чему он так внезапно испугался».
Путь к этому триумфу был не прост. О своём театральном дебюте с большим юмором рассказывает певец в своей книге: «Мне поручили… роль жандарма в какой-то французской детективной весёлой комедии с жуликом. От страха я так растерялся, что, будучи вытолкнут на сцену, я не произнёс ни одного слова. На меня нашёл столбняк. Помню только, что если на сцену меня вытолкнули сравнительно деликатно, то со сцены меня вытолкнули уже без всякой деликатности».
Книга «Маска и душа» — это не только очень искренняя автобиография великого певца, это ещё и размышления о жизни, об искусстве, о том, что такое Россия, великого артиста и тонкого художника Фёдора Ивановича Шаляпина.
18 февраля в стенах Калужской филармонии состоится концерт, посвящённый 150-летию Шаляпина. Фрагменты из книги «Маска и душа» будут представлены в прочтении народного артиста Валерия Баринова. Произведения из репертуара Шаляпина исполнят Фёдор Тарасов и мужской хор в сопровождении оркестра русских народных инструментов им. Тришина.
2 марта в исторических интерьерах Гостиного двора пройдёт концерт-беседа «Шаляпин в кругу друзей» с участием солистов Ольги Невской и Фёдора Тарасова, а также директора Межрегионального Шаляпинского общества Юрия Тимофеева. Концертмейстер — Татьяна Радошнова.
Не пропустите интересные программы, подготовленные к юбилею великого певца!