Иван Яковлевич Билибин.
Вернуться назадК 650-летию Калуги.
В завершение рассказа о талантливом роде калужских купцов Билибиных, предлагаем вам вспомнить о художнике Иване Яковлевиче Билибине, без которого невозможно представить оперные и балетные постановки начала XX-го века.
Иван Яковлевич происходил из многочисленного рода калужских купцов Билибиных. Он родился в поселке Тарховка недалеко от Петербурга. Получил прекрасное образование на юридическом факультете университета, но главным интересом его была живопись. Учась в университете, он постоянно посещал класс Ильи Репина.
В 1908 году знаменитые «Русские сезоны», имевшие в Европе оглушительный успех, открылись постановкой оперы «Борис Годунов» с костюмами Билибина.
Европейские зрители были поражены не только талантом великолепных артистов труппы, но и замечательными работами художников-декораторов и художников по костюмам. Помимо Билибина это были — Бакст, Бенуа, Рерих, Головин, Судейкин, Серов, Добужинский, Ларионов и Гончарова. После «Русских сезонов» в мире моды буквально произошла революция, сделавшая в Европе самым модным всё русское.
По заданию этнографического отдела Русского музея И. Билибин в 1902-1904 годах совершает ряд экспедиций по Архангельской, Вологодской, Тверской и Олонецкой губерниям. Вот его впечатления: «Только недавно открыли, точно Америк, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших её — вернуть! Вернуть!». Своё глубокое знание русского костюма Билибин блестяще проявил, иллюстрируя народные сказки и создавая эскизы к театральным постановкам.
В 1904 году Билибин впервые обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.
Изящeство билибинской стилизации‚ навеянной модерном, оказалось особенно близким музыкальному стилю опер Римского-Корсакова.
Также он создавал декорации и костюмы к операм Глинки, Верстовского, Бородина. Находясь в эмиграции, в 1927-1931 годах Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 1931 году он оформил балет «Жар-птица» И. Стравинского в постановке М.М. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе.
«Был ещё на «Сказке о царе Салтане» в опере Марии Кузнецовой, — пишет 19 февраля 1929 года своей сестре Константин Андреевич Сомов, — здесь отличился Ив.Билибин чудесными, пышными костюмами и декорациями».
Живя в эмиграции, художник страстно тосковал по родине. «Я стал более ярым националистом, чем когда-либо, насмотревшись на всех этих «носителей культуры» - англичан, французов, итальянцев и пр.», — пишет он из Каира, первого эмигрантского пристанища, в 1921 году. «Я — русский националист», - пишет он чешскому издателю из Парижа.
Вот как он объяснял свою позицию: «Так как я большой националист и очень люблю Россию, то я люблю также и всех тех, кто любит Россию‚ русскую культуру. Национальное есть мощь народа, если оно основано на любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности её случайной внешней политической обстановке».
В сентябре 1936 года Иван Яковлевич вместе с семьей приехал в СССР. В сентябре 1941 года должна была открыться его персональная выставка. Но она так и не состоялась: началась Великая Отечественная война. Он умер от голода и холода 7 февраля 1942 году, отказавшись покинуть блокадный Ленинград.