И.С. Бах — «Страсти по Матфею».
Вернуться назадНеделя перед Пасхой называется «Страстной». Это особенное время, когда христиане вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа: предательство Иуды, отречение Петра, шествие на Голгофу, распятие. В западной христианской церкви начиная с XII века утвердился обычай исполнять на Страстной неделе повествование о Страстях Господних.
Это исполнение со временем приобрело определенную музыкально- драматическую форму — форму оратории. Поэтической основой этой оратории служит Евангелие.
«Страсти по Матфею» И. С. Баха — самые монументальные из когда-либо написанных «Страстей», то есть это самая значительная западная церковная музыка на Пасху. Окончательную версию Бах создал в 1729 году, на шестом году своей жизни в Лейпциге и службы кантором в церкви Святого Фомы.
В «Страстях по Матфею» Бах применяет два хора и два оркестра, которые используются антифонно (поочередно ведя диалог) и в идеале должны располагаться раздельно — лучше всего по разным сторонам церковного нефа, что позволяет архитектура многих готических и барочных церквей; при исполнении в концертном зале, где все исполнители расположены фронтально на сцене, эффект от этого композиторского приема смазывается. Роль и партия Иисуса, поющего речитативно, оттенена особо: его слова сопровождаются струнным квартетом, звуки которого как бы проливают неземное сияние, создают звуковой нимб.
Образность музыки Баха всеобъемлюще широка. Её интонационная природа столь выразительна и ассоциативно конкретна, что вызывает представление о живой речи. Бах повествует, размышляет, скорбит, печалится, радуется… Бах убеждает, внушает мысли. Заставляет нас трепетать сочувствовать и страдать. Музыка производит впечатление свободно льющейся импровизации. И только когда внимательно вслушаешься в эту речь, проанализируешь её, убеждаешься в том, насколько рациональна её конструкция.
Гению Баха дано было соединить в единое целое все разнообразные, а порой и противоречивые музыкальные элементы, кристаллизовавшиеся вокруг музыки «Страстей», и синтезировать их в высшей художественной форме.
При жизни композитора «Страсти по Матфею» в своем окончательном виде исполнялись, судя по сохранившимся свидетельствам, три раза: в 1736, 1742 и между 1743 и 1746 годах — только в Лейпциге и только самим Бахом. Другие исполнители не проявили тогда интереса к одному из величайших мировых музыкальных творений. После смерти композитора оно и вовсе было забыто.
Переломным моментом в отношении к Баху стало исполнение «Страстей по Матфею» двадцатилетним Феликсом Мендельсоном в Лейпциге в марте 1829 года — в столетнюю годовщину создания этого шедевра. Эта дата знаменует начало эпохи возрождения Баха.