Игорь Фёдорович Стравинский.
Вернуться назадАмериканский француз русского происхождения, так, пожалуй, можно назвать Игоря Стравинского — блестящего представителя международного авангарда в музыке. Не страдая от ложной скромности, Стравинский называл себя изобретателем музыки. Его влияние было всепроникающим, как радиация: от нынешних классиков Бартока и Штокхаузена до гигантов джаза Чарли Паркера и Джона Колтрейна, от Фрэнка Заппы и треш-металистов из Slayer до артистов хип-хопа и электронной музыки. 17 июня исполнилось 140 лет со дня рождения Игоря Стравинского.
Игорь Федорович Стравинский родился в музыкальной семье: отец – оперный певец, солист Мариинского театра, мать – концертмейстер. А вот своего сына Стравинские к творческой карьере не готовили. По их мнению, он должен был стать юристом. Юный Игорь занимался на фортепиано по собственному желанию, брал частные уроки, пробовал сочинять, и уже тогда традиционный вкус родителей казался ему «провинциальным», и он активно искал в музыке все новое.
С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова.
Римский-Корсаков, говорил Стравинский, был ему как второй отец. Некоторые вещи и привычки своего наставника Стравинский копировал буквально: писал музыку только за роялем, использовал особую нотную бумагу и имел манеру носить сразу две пары очков – одна сидела на носу, а вторая – на лбу. Позже приобрел каракулевую шубу, точно такую же, как у мэтра.
Смерть учителя 8 июня 1908 года стала для Стравинского огромной утратой.
Слава пришла к нему неожиданно в 28 лет вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепилась там же спустя три года небывало скандальной премьерой «Весны священной». Слава прилепилась к его имени и не оставляла более.
Накануне Первой мировой войны Стравинский перевез жену, детей и мать (отец умер в 1902-м году) в Швейцарию, а потом во Францию. В 1945 году после войны, которую он пережил на американском континенте, Стравинский стал гражданином США.
Сторонники «новой музыки» называют Стравинского «самым русским композитором». Из композиторов, родившихся и выросших в России, именно Стравинский открыл для нас архаический пласт русской музыки, заставил звучать её первобытно, а главное – перенёс в свое творчество важнейшие элементы этой звуковой архаики, её ритмическое и динамическое начало.
Главной чертой русской музыки является её мелодизм, эмоциональность, её психологическое начало, а не фольклорная оболочка. Если же говорить о русском начале в музыке Стравинского, то оно у него, главным образом, масочно-лубочное. (Подобно, например, картинам Гончаровой или Ларионова). Это своего рода взгляд на русскую культуру с внешней стороны – то ли европейца, то ли отечественного аристократа («внутреннего европейца»), наблюдающего русские ярмарочные гуляния, хоровод крестьян или кулачные бои.
Особенность «русскости» Стравинского, пожалуй, ещё и в том, что, родившийся и выросший в России, но достаточно рано её покинувший, он положил начало «экспортному варианту» русской музыки – направлению, которое значительно окрепло и развилось за последующее столетие. «Экспортный вариант» означает музыку в той степени русскую, в какой её хотят услышать в качестве таковой за границей.
Вообще, во всех своих проявлениях Стравинский кажется человеком скрытным и меркантильным. Его образ жизни был не столько аристократическим, сколько буржуазным. Отсюда – и общение со сливками парижской деловой элиты, и стремление жить в США поближе к Голливуду, и китчевая манера одеваться, запечатленная на фотографиях 1950‑х — 1960‑х годов.
При этом, без преувеличения можно утверждать, что ни один зарубежный композитор XX века не был так образован как Стравинский. Философия и религия, эстетика и психология, математика и история искусства — все находилось в поле его зрения; проявляя редкую осведомленность, он во всём хотел разобраться как специалист, имеющий свой взгляд на затронутый вопрос, свое отношение к трактуемому предмету. Стравинский — неистовый читатель — с книгой не расставался до самого преклонного возраста. Его библиотека в Лос-Анджелесе насчитывала около 10 тысяч томов.
Таков был «князь Игорь Стравинский» – один из самых важных композиторов новой музыкальной эпохи и один самых неоднозначных авторов музыки в мировой истории.