Иегуди Менухин в Москве.

Вернуться назад

Ноябрь 1945 года. Только что закончилась война. Многие города нашей страны лежали в руинах. В послевоенную Москву – голодную и холодную – приехал с концертами один из величайших скрипачей XX века Иегуди Менухин. В Московской филармонии Менухин дал три концерта: 16 , 17 и 18 ноября. Публика Большого зала консерватории и Зала Чайковского услышала две камерные программы: прозвучали произведения Баха, Чайковского, Сарасате и других композиторов. Также вместе с пианистом Львом Обориным Менухин исполнил сонаты Бетховена и Франка.

Американский скрипач и дирижёр Иегуди Менухин (1916-1999 гг.).


Музыканта поразила живая реакция москвичей на его концерт. «Я думаю сейчас о том, сколь благотворно для художника общение с такой аудиторией, которую я нашёл в Москве, — чуткой, внимательной, пробуждающей в исполнителе чувство высокого творческого горения и желания вновь приехать в страну, где музыка так полно и органично вошла в жизнь и быт народа…».

Три концерта: Брамса, Бетховена и Двойной концерт Баха Иегуди Менухин исполнил в дуэте с Давидом Ойстрахом. Это выступление, ставшее кульминацией вечера, положило начало многолетней дружбе двух великих музыкантов. «С того дня и до его смерти в 1974 году мы никогда не прекращали выступать вместе, — вспоминал Менухин. — Он был принцем, самым лучшим коллегой, с которым мне когда-либо приходилось работать». 

Иегуди Менухин и Давид Ойстрах.


Интересную историю в одном из своих интервью рассказал Владимир Спиваков, которому посчастливилось общаться с Иегуди Менухиным. Он говорил о том, что оба музыканта — и Ойстрах, и Менухин — были очень деликатными людьми, настолько, что однажды, когда им надо было играть Двойной концерт Баха (тот самый!), они не договорились заранее, кто будет играть первую партию, а кто вторую. И поэтому каждый из них себе на пюпитр поставил вторую.

В СССР скрипач приезжал и позже. Вместе со своей сестрой Хевсибой они давали сонатные вечера; выступал Иегуди и в симфонических концертах. В Москве в 50-е годы он подружился с альтистом Рудольфом Баршаем, руководителем Московского камерного оркестра. Они играли Моцарта — Концертную симфонию для скрипки и альта. «Менухин превзошел сам себя, — вспоминал Баршай. — Возвышенное музицирование изобиловало неповторимыми творческими находками».

Родители музыканта были выходцами из Российской империи. Отец из Гомеля, а мать из Ялты. Возможно, они воспитали в нём антифашистские убеждения. За время войны Менухин дал около 500 концертов во всех военных лагерях союзников. А в апреле 1945 года, после освобождения концентрационного лагеря Берген-Бельзен, Менухин совместно с Бенджамином Бриттеном дали концерт для бывших заключенных этого лагеря.

Все, кто хоть раз в жизни встречались с Иегуди Менухиным, в один голос говорили, что он был солнечным человеком. А он щедро дарил свой талант людям и буквально боготворил скрипку: «Благодаря безмятежной ясности своей песни, — говорил он, — скрипка помогает нам ориентироваться в буре, как свет в ночи, как компас в бурю, она указывает нам путь к убежищу искренности и уважения».