«Душа грустит о небесах».
Вернуться назад«Я люблю слово, как близкое мне живое существо… Я очень люблю поэзию. Но поэзия - это тайна, это магия, это то, что непереводимо с языка на язык, поэтому наиболее близкая мне поэзия русская. Для меня это бескрайний мир и неиссякаемый источник мыслей, вдохновения и утешения.
От «Слова о полку Игореве» до современной поэзии, в чьих стихах я нахожу много согласного своим раздумьям о жизни, о прошлом, о духовной жизни народа…» — советский композитор, пианист, народный артист СССР Георгий Васильевич Свиридов.
Благоговейное отношение к слову объединяет двух гениев XX века: Сергея Есенина и Георгия Свиридова. 27 февраля в концертном зале есенинский цикл Свиридова прозвучит в исполнении лауреата международных конкурсов, солиста Калужской областной филармонии Дмитрия Башкирова.
Любимым поэтом композитора Георгия Свиридова был Сергей Есенин. «Русский гений, голос России, а иногда — Вопль и Рыдание истребляемого народа», — писал Свиридов о Есенине в своих дневниках. Через многие сочинения Свиридова красной нитью проходит главная, сквозная тема его творчества — судьба России и её народа в ХХ веке. Эпиграфом к его творчеству можно поставить строки Есенина: «Но более всего Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».
Георгий Свиридов первым обратился к творчеству Сергея Есенина в классической музыке, раскрыл его всемирное, сокровенное духовное значение («Душа грустит о небесах»). Стихи Сергея Есенина очень музыкальны – это как будто сама звучащая природа. Поэт органично воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина часто звучит как лирическая, грустно-щемящая музыка. Этот пронзительный мелодизм есенинской поэзии захватил композитора. В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре.
Композитор однажды рассказал своему близкому другу, певцу Александру Ведерникову, как родилась музыка есенинского цикла.
«Это было на Николиной Горе, — вспоминает знаменитый бас Большого театра, — мы с ним ходили, гуляли вдоль Москвы-реки… И я ему говорю: «Вот многие любопытствуют — как это так сочиняют композиторы?» Он отвечает: «В большинстве случаев — ты не поверишь — все это приходит само». — «Как само?» — «А вот так. Я однажды шел — под Звенигородом это было — вот так же шел по жнивью, и меня как молнией вдруг ударило, и вся музыка поэмы памяти Есенина у меня в голове зазвучала — я побежал домой и просто записал её подряд. Как это объяснить? Я её не сочинял — она сама мне явилась…»
«Но тебя я разве позабуду?
И в моей скитальческой судьбе
Близкому и дальнему мне люду
Буду говорить я о тебе,
И тебя навеки не забуду.
Я твоих несчастий не боюсь,
Но на всякий случай твой угрюмый
Оставляю песенку про Русь:
Запевая, обо мне подумай,
И тебе я в песне отзовусь…»
— Сергей Есенин «Голубая родина Фирдуси…» (1925 г.)