Опера Жоржа Бизе «Кармен».
Вернуться назадЕсть такие музыкальные произведения, которые можно считать «хитами» на все времена. В оперном жанре в первых строчках этого «хит-парада» находится опера Жоржа Бизе (1838-1875 гг.) «Кармен».
Премьера оперы состоялась 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. А ровно через 3 месяца после премьеры не стало и самого композитора.
«Комическая опера только что заказала мне три акта, — писал Бизе в конце мая 1872 года. — Мельяк и Галеви будут моими сотрудниками. Они сделают что-нибудь весёленькое, а я обработаю его так сжато, как только возможно». Под чем-то весёленьким композитор подразумевал либретто будущей оперы «Кармен».
Он сам предложил новеллу Мериме в качестве подходящего сюжета для оперы.
Опытные драматурги Мельяк и Галеви, известные своими пьесами для театра Оффенбаха, задумали сделать из суровой, драматической новеллы лёгкий развлекательный спектакль. «Кармен» должна была стать настоящей комической оперой с большими разговорными диалогами, бытовыми и юмористическими эпизодами.
Чем глубже Бизе уходил в работу над оперой, тем яснее видел, как далека она будет от лёгкого развлекательного спектакля. Он чувствовал, что привычный жанр комической оперы с его внешне занимательной, но неглубокой интригой, поверхностными легковесными характерами потребует решительных коренных изменений. Слишком напряжённым был драматизм сюжета, глубокими и значительными образы героев.
Еще никогда сцена Opera Comique (оперный театр в Париже, основанный в 1715 году – прим. автора) не видела героини, подобной Кармен. Страстная, непосредственная, дикая и вольная, она ничем не напоминала легкомысленных пустеньких красоток, столь похожих друг на друга, что порой казалось, будто это одна и та же героиня действует в операх с различными названиями.
Летом 1874 года «Кармен» была закончена. За два месяца Бизе оркестровал 1200 страниц партитуры.
«Без формы нет стиля»,— утверждал Бизе. От своих учеников он требовал, чтобы всё было «крепко сделано». «Старайтесь, чтобы ваш стиль был более мелодичен, модуляции определеннее и отчетливее». «Будьте музыкальны, — добавлял он, — пишите прежде всего красивую музыку». Опера «Кармен» - сокровищница прекрасных мелодий. Композитору в музыке удалось передать испанский горячий темперамент и колорит, хотя в Испании он никогда не был.
Музыкальной характеристикой главной героини является всемирно известная хабанера, с которой впервые на сцене появляется Кармен. Между тем, Бизе далеко не сразу нашёл музыку для первого выхода героини. Хабанера (кубинский танец, который по своему ритму приближен к танго. Назван в честь Гаваны, буквально означает «гаванский» — прим. автора) была тринадцатым вариантом, наконец удовлетворившим автора. Композитор понимал, что для характеристики Кармен нужны совершенно новые, свежие интонации. Он нашел их в испанской народной песне.
Премьерный провал оперы объяснить достаточно просто: публика пришла послушать комическую оперу, а ей предложили настоящую драму. Откуда было им знать, что сейчас, только что родился новый музыкальный жанр — реалистическая опера-драма. Впервые во французском театре появилась опера, так глубоко и правдиво раскрывшая подлинные человеческие чувства, показавшая полнокровные картины народной жизни.
С момента премьеры в Париже в 1875 году «Кармен» является одной из наиболее часто исполняемых опер в мире и по сей день трогает сердца многочисленных слушателей.