Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет No. 4.

Вернуться назад

Друзья, 16 декабря приглашаем вас в Малый зал филармонии в Гостином дворе на концерт, посвящённый творчеству Людвига ван Бетховена. В исполнении струнного квартета Калужской областной филармонии под руководством Артура Серобяна прозвучит квартет №4 композитора.

К жанру квартета Бетховен обратился в тридцатилетнем возрасте. Новый век он открыл новыми сочинениями. То были не просто очередные опусы. То были вехи – и на его собственном пути и на путях развития музыки. С самого начала он воспринимал квартет как жанр, предрасполагающий и обязывающий к эксперименту, и, говоря словами Р. Роллана, - «знал, что квартет – дело серьёзное». Первые шесть квартетов Ор. 18 (1798-1800 гг.) он объединил в цикл, главной особенностью которого стал стилевой диалог с искусством ушедших эпох.

Квартеты Ор.18 строят переходный характер между камерной музыкой XVIII века, с её изяществом, танцевальностью и элементами развлекательности и более серьезной камерной музыкой XIX века. Об этом говорит психологическая углубленность медленных частей, стремление к органическому единству цикла. В этих шести квартетах ещё чувствуется сильное влияние Моцарта.

Особое место занимает квартет №4 до минор, очевидно созданный последним из шести квартетов опуса. Бетховен смело отступает от традиций. Например, в середине цикла он сопоставляет не контрастные части (медленную и скерцо). Истинно Бетховенская мужественная скорбь звучит в главной партии первой части, а финал напоминает о сонате №8 «Патетической».


Не все современники смогли оценить творение Бетховена по достоинству, критики не скупились на уничижительные суждения: авторитетный критик Альбрехтсбергер назвал квартеты негодными и советовал своим ученикам не знаться с Бетховеном, даже Гайдн не усмотрел в квартетах своего ученика ничего оригинального, увидев в них лишь смешение своего собственного стиля с моцартовским. Но были и иные суждения. Квартеты высоко оценил известный немецкий скрипач Людвиг фон Шпор, а у публики они имели такой успех, что за первым изданием последовало второе.

Квартеты Ор. 18 не утратили своего очарования с течением времени, они входят в число часто исполняемых произведений Бетховена.