Александра Константиновна Матова.

Вернуться назад

К 650-летию Калуги.

В 20-30-е годы на сцене Большого театра выступали выдающиеся певцы. Действительно, «в программах 1920/21 года — четвёртого сезона советского Большого театра — мы обнаруживаем капитальнейшие произведения русской классики, при этом исполняемые первоклассными силами: «Борис Годунов» с Гр. Пороговым, Петровым, Политковским, Богдановичем, «Золотой петушок» с Гр. Пироговым, Степановой, Матовой…» (из истории Большого театра, 1956 г.).

В Калуге, в доме № 14 в Черновском переулке (ныне улица Вилонова), прошли детство и юность певицы Александры Константиновны Матовой. Она родилась 4 (16) мая 1889 года в семье военнослужащего. Училась в калужской женской гимназии. Музыке училась в Калуге, у преподавателя Елизаветы Иоакимовны Днепровской.

После окончания гимназии с 1906 года обучалась в Московском музыкально-драматическом училище по классу вокала у педагога Е. Терьян–Коргановой. Затем вслед за педагогом переехала в Петербург, где в 1913 году окончила консерваторию. С 1916 по 1941 год – солистка Московского Большого театра.

В это время на сцене блистают «золотые голоса» Большого — Валерия Барсова, Надежда Обухова, Мария Максакова, Иван Козловский, Сергей Лемешев.

Москвичи и гости столицы с ночи занимали очередь в билетные кассы, чтобы увидеть божественный танец в исполнении Ольги Лепешинской и Марины Семёновой.

Очередь за билетами в Большой театр.


За четверть века работы в Большом Александра Матова приняла участие в полутора тысячах спектаклей. Она обладала ровным на всем протяжении диапазона звучным голосом чарующего «серебристого» тембра, чистым и прозрачным пиано, особенно на верхних нотах, мастерством фразировки.

Большую роль в работе Студии Большого театра сыграл великий русский актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский. Общаясь с актёрами-певцами, он делился с ними своими знаниями и мастерством: Станиславский учил их искусству жизненно-правдивого воплощения сценического образа.

Исполнение Александры Константиновны отличалось искренностью, задушевностью, тонкой музыкальностью. Матова была первой исполнительницей партии Натальи в опере Триодина «Степан Разин», премьера которой состоялась в Большом театре 20 декабря 1925 года, а также партии Алены Прекрасной в опере Корчмарёва «Иван-солдат» (премьера в Большом театре 5 апреля 1927 года).

Лучшие партии в исполнении певицы: Ярославна («Князь Игорь» Бородина), Аида, Маша («Дубровский» Направника), Тамара («Демон» Рубинштейна), Наташа («Русалка» Даргомыжского). 

А. Матова пела со знаменитыми Шаляпиным, Собиновым, Неждановой, Обуховой, Козловским, Барсовой и другими. Высоко ценил её талант Сергей Лемешев. Выступала под руководством замечательных дирижёров: Н. Голованова, А. Мелик-Пашаева, С. Самосуда.

Князь Данило-Говорило — Иван Козловский, Алёна Прекрасная — Александра Матова. Опера «Иван-солдат» К. Корчмарёва.


После ухода со сцены она все свои силы и энергию посвятила педагогической деятельности. В 1941-1948 годах она работала педагогом-вокалистом в Большом театре. Большая часть жизни замечательной оперной певицы прошла в Москве, но похоронить себя она завещала в Калуге. Эта воля покойной была исполнена. После кремации в Москве прах Александры Константиновны был предан земле на третьем участке Пятницкого кладбища Калуги.