Александр Тихонович Гречанинов.

Вернуться назад

Композитор Александр Тихонович Гречанинов.

Александра Тихоновича Гречанинова иногда называют «русским Шубертом». В обширном наследии великой русской культуры ему принадлежит довольно значительное место. На исходе XX столетия его уже с полной уверенностью причисляют к классикам отечественной музыки.

Отличительными чертами стиля композитора всегда были: простота, песенность, напевность, мелодичность.

Свои первые музыкальные впечатления будущий композитор получил в своей семье. Родители Гречанинова весьма гармонично дополняли друг друга. Отец, как и подобало главе семьи, был её опорой, обеспечивая материальный достаток. Мать же всегда оставалась важнейшим, духовно связующим звеном между членами семьи, её душой и сердцем. По словам композитора, родители его «были очень музыкальны. Отец напевал дома церковные песнопения, мать немало знала и певала старинные мещанские песни...».

В начале 60-х годов родители композитора переехали из калужского Перемышля в Москву. В Калуге на улице Циолковского до сих пор живут потомки Гречаниновых. Дом, который неоднократно посещал Александр Тихонович, будучи уже известным композитором, сохранился. В нём жила двоюродная сестра Гречанинова - Губина Мария Андреевна.

Краевед Н.И. Кожевникова исследовала родословную Гречанинова. Среди предков композитора было немало церковнослужителей из разных приходов калужской губернии. Быть может, генетическая память, а также глубокая вера композитора способствовали тому, что ярче всего композиторская индивидуальность его проявилась в хоровой музыке - духовной и светской.
Лучшие опусы этой сферы его творчества наряду с произведениями Танеева, Рахманинова, Кастальского, Чеснокова стали русской музыкальной классикой серебряного века. В остальных жанрах музыки Гречанинова можно говорить о специфичном синтезе традиций русской школы — прежде всего Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского.

Насыщенная событиями, продолжительная - длившаяся чуть ли не целое столетие жизнь большого музыканта вместила в себя несколько эпох и ряд стилистико-художественных формаций - разнокачественных «веков» искусства.

Начавшись в золотом веке русской культуры, она прошла через весь серебряный век и закончилась в веке «железном» - в разгар «холодной войны» между политически противоборствующими лагерями.

В последнее время интерес к творчеству Гречанинова заметно возрос и у музыкантов-исполнителей, и среди исследователей музыкального искусства. К примеру, в 2007 году объединенный хор из Канзас-Сити и Феникса стал обладателем «Грэмми» в категории «Лучший классический альбом» за запись «Страстной седмицы» Александра Гречанинова.