Александра Яковлевна Билибина.
Вернуться назадК 650-летию Калуги.
Калужские купцы Билибины были предпринимателями всероссийского масштаба. В Калуге им принадлежало несколько усадеб и домов, которые являются украшением города.
Кто не знает красивейшей усадьбы Билибиных на ул. Ленина, в которой расположен художественный музей! В роде Билибиных множество талантливых представителей различных областей, в том числе и музыки.
Удивительный талант певицы Александры Яковлевны Билибиной (1816 -1873 гг.) высоко ценил композитор Михаил Глинка.
Певица-любительница (сопрано). Проживая в Калуге, с ранней юности проявила незаурядные музыкальные способности. Музыковед Н. Ф. Христианович писал: «Александра Яковлевна Билибина в то время была уже лет 17-ти; её чудный голос поражал меня всегда, и, раз увидевши её в благородном спектакле в роли Кетли, я долго не мог забыть этого наслаждения». Часто вместе с сестрами, Юлией и Клавдией, Александра участвовала в благотворительных концертах для бедных, о которых непременно сообщалось в «Калужских губернских ведомостях».
Пению Александра Яковлевна училась в Санкт-Петербурге, сначала у Тамброни, а позже у итальянского педагога Дж. Давида. После первого публичного выступления певицы на благотворительном университетском концерте, замечательный голос и выдающийся музыкальный дар Билибиной привлекли внимание петербургских любителей музыки, и в столичной печати появились самые ранние одобрительные отзывы о её пении.
В следующем году состоялось знакомство певицы с Михаилом Ивановичем Глинкой. Среди богатого литературного наследия композитора встречаются письма, адресованные Александре Яковлевне, с приглашением навестить его: «Мы с вами и попоём, и поболтаем».
В пятом номере петербургской газеты «Северная пчела» за 8 января 1844 года по поводу исполнительского дара певицы имеются следующие строки: «Просим извинения у М. И. Глинки, но мы должны сознаться, что, слышав более двадцати раз его оперу «Жизнь за царя», мы не понимали его музыки и только тогда постигли её прелесть, когда услышали, как поёт эту музыку А. Я. Билибина». По положительным оценкам критиков, Билибина обладала ярким музыкальным даром, «постигла народность музыки и в этом не имеет соперниц».
В начале 1850-х гг. певица, так ярко начавшая свою исполнительскую деятельность, по неизвестным причинам внезапно исчезла с артистического горизонта, о чём с сожалением сообщали многие петербургские газеты.
Прекратив открытые концертные выступления, Александра Яковлевна продолжала участвовать в домашнем музицировании, часто брала уроки пения у композитора А. С. Даргомыжского. Подтверждением тому служит сохранившееся письмо Билибиной к Даргомыжскому, 1852года: «Вообразите, я не имела время просмотреть арию из «Русалки», всё мешали гости, нынче я просматривала её, надеюсь к будущей неделе её приготовить. Она мне очень нравится».
Известно, что в 1855 году Александра Билибина приезжала в Калугу для участия в очередном концерте в пользу Женского благотворительного общества.
Как оказалось, ни один из документальных источников не называет точную дату смерти «царицы русского пения». Из проведённых исследований утверждают, что певица умерла в 1873 году, свидетельством чему служит мемориальная надпись на старом памятнике, обнаруженном в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.
Приложение: письмо Глинки к Билибиной - документ и расшифровка.
Письмо Глинки Билибиной.
4 июня 1954 года. Царское Село
Любезнейшая и многоуважаемая Александра Яковлевна!
Наконец Бог сподобил меня из басурманских земель снова вернуться на родину. Теперь прекрасно проживаю с милою сестрой моей Людмилой Ивановной в Царском селе… и вы можете вообразить себе, сколь я рад буду видеть вас.
Сам же быть в Петербурге не могу по причине болезни в ноге, которая не допускает … выходить из дому.
Позвольте надеяться, что по дружбе навестите нас при первой возможности. Сестра вам усердно кланяется и так же как и я желает скорее видеть вас.
Прошу передать мой усердный поклон милым родным вашим.
В ожидании удовольствия видеть вас остаюсь душевно преданным вам...
— Михаил Глинка.