«Рахманинов - навстречу юбилею». «Другие берега»

Вернуться назад
«Рахманинов - навстречу юбилею». «Другие берега»
05 октября
2021
Вторник
19:00
Стоимость билетов
400 руб.

Цикл программ «Сергей Рахманинов — навстречу юбилею».

Калужская областная филармония продолжает цикл программ «Сергей Рахманинов — навстречу юбилею» 2021 – 2023.

5 октября 2021 года мы приглашаем калужан и гостей города в концертный зал Калужской областной филармонии на программу Симфонического оркестра им. С. Рихтера и солистов Калужской областной филармонии. Художественный руководитель оркестра — Василий Валитов. Дирижёр — Константин Савинов. 

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова многогранно. В преддверии юбилея великого композитора музыканты всего мира дарят зрителям возможность познакомиться с самыми разнообразными жанрами наследия Рахманинова.

Романсы Рахманинова относятся к самым замечательным страницам не только творчества этого композитора, но и всей русской музыки конца XIX-начала XX века. В то время романс был едва ли не самой распространённой и любимой формой музыкально-поэтического общения для выражения ряда образов. Сокровенные переживания и упоение радостью бытия, светлая пейзажная лирика и философская созерцательность, любовь и драма — вот только несколько тем романсов Рахманинова. В программу концерта включены яркие образцы вокального творчества композитора в исполнении солистов Калужской областной филармонии.

Романсам Рахманинова равны по популярности его фортепианные произведения. Один из самых виртуозных и ярких жанров — этюд-картина. Это определение дал композитор пьесам своих циклов опусов 33 и 39, многие из которых представляют собой развёрнутую программную фортепианную поэму, сочетающую виртуозность и стремление к красочному живописанию в звуках.

В 1930 году итальянский композитор Отторино Респиги по заказу С. А. Кусевицкого инструментовал для симфонического оркестра пять этюдов-картин Рахманинова.  Партитура была издана в Берлине в 1931 году, и все пьесы Респиги снабдил программными заголовками. «Пояснения, касающиеся тайн авторского замысла», дал в письме сам Сергей Васильевич, убеждённый, что они помогут найти нужные оркестровые краски.

Впоследствии сам Рахманинов эту оркестровку одобрил и написал Респиги: «Позвольте мне, дорогой Мэтр, выразить Вам моё восхищение чудесными результатами Вашей блестящей оркестровки. Особенно благодарю Вас за точное соответствие Вашей оркестровки моему оригиналу».

В концерте прозвучат Этюды-картины С. В. Рахманинова «Море и чайки» (оп. 39 №2) и «Ярмарка» (оп. 33 №7) в оркестровке Отторино Респиги.

В середине сентября 1893 года на музыкальном вечере у Сергея Ивановича Танеева, где Чайковский показывал только что законченную Шестую симфонию, молодой Сергей Рахманинов, всего год назад окончивший Московскую консерваторию, представил на суд маститых коллег своё первое оркестровое сочинение. На партитуре композитор оставил строки: «Фантазия эта написана под впечатлением стихотворения Лермонтова «Утёс». Автор избрал эпиграфом к своему сочинению начальные слова стихотворения:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана…

Есть указание и на другой литературный источник рахманиновской поэмы, исходящее от самого композитора. На экземпляре партитуры, подаренном им А. П. Чехову в 1898 году, имеется надпись: «...автору рассказа «На пути», содержание которого, с тем же эпиграфом, служило программой этому музыкальному сочинению».

Содержанием рахманиновской симфонической фантазии является не конкретное раскрытие довольно сложного психологически образа и тем более не воспроизведение внешней обстановки, на фоне которой показана у Чехова случайная встреча главного героя с проезжающей молодой женщиной. Рахманинов стремился передать в своем сочинении то состояние глубокой тоски и неудовлетворённости, соединённой со жгучей жаждой радости и счастья, которое испытывает чеховский герой. Образы стихотворения Лермонтова служат ему поэтической метафорой, оттеняющей этот психологический мотив.

Лирическая взволнованность и напряжённость экспрессии соединяются в музыке симфонической поэмы «Утёс» с богатством и яркостью оркестровых красок, обилием звукописных элементов. Произведение построено на трёх темах, различных по своему образному значению.

Отталкиваясь от литературных впечатлений, Рахманинов создаёт в «Утёсе» самостоятельную музыкальную композицию, в которой основные образные элементы, подсказанные поэтическим источником, получают свободное, в значительной мере независимое от него развитие.

В программе: Симфония № 2 и симфоническая поэма «Утёс» Сергея Рахманинова.

Вторая симфония ми минор (опус 27) — одно из самых монументальных и широких по замыслу произведений Рахманинова. Это сочинение Сергей Васильевич задумал в 1906 году в Москве. Провальная премьера Первой симфонии в 1895 году стала причиной длительного творческого кризиса. Лишь через двенадцать лет композитор вновь обратился к жанру симфонии – уже не как новичок, пробующий себя в разных видах творчества, но как автор, признанный в мире, имеющий собственный яркий творческий почерк, к тому же – прославленный пианист и дирижёр.

Чтобы полностью сосредоточиться на Второй симфонии, Сергей Васильевич вместе с семьёй уезжает в Дрезден. К концу 1907 года симфония была окончательно доработана, инструментована, и 8 января 1908 года в Петербурге состоялась её премьера под управлением автора. На этот раз симфоническое сочинение Рахманинова имело большой успех.

По словам известного музыковеда Юрия Келдыша, в музыке никто в те годы не выразил глубокую думу о Руси с такой силой, эпической широтой охвата и страстной лирической экспрессией, как Рахманинов во Второй симфонии. Не стремясь к чрезмерно детализированному программному толкованию симфонии, можно определить её основную, центральную тему как тему Родины, Руси в том широком понимании этого слова, которое было свойственно лучшим из современников композитора в литературе и искусстве.

Лирическая взволнованность и напряженность экспрессии соединяются в музыке симфонической поэмы «Утёс» с богатством и яркостью оркестровых красок, обилием звукописных элементов. Произведение построено на трёх темах, различных по своему образному значению. Отталкиваясь от литературных впечатлений, Рахманинов создает в «Утёсе» самостоятельную музыкальную композицию, в которой основные образные элементы, подсказанные поэтическим источником, получают свободное, в значительной мере независимое от него развитие.

В концерте принимает участие:

  • Симфонический оркестр имени С. Т. Рихтера Калужской областной филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр — Василий Валитов);
  • Мария Селявинская;
  • Татьяна Мосина;
  • Ольга Невская;
  • Андрей Бреус;
  • Фёдор Тарасов.

Продолжительность мероприятия: 1 час 30 минут (без антракта).
Возрастное ограничение: 12+
Организатор: ГАУК КО «Калужская областная филармония».